В 2022 году количество грантов в Казахстане увеличилось на 31 тыс. — МОН РК

На очередном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК рассмотрен вопрос обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами. С докладами выступили министры образования и науки Асхат Аймагамбетов, труда и социальной защиты населения — Тамара Дуйсенова, ректор Казахского национального исследовательского технического университета им. Сатпаева Мейрам Бегентаев, директор Хромтауского горно-технического колледжа Багдашжан Мулдашева и аким Павлодарской области Абылкаир Скаков.

Как отметил А. Аймагамбетов, качественная подготовка кадров напрямую зависит от совместной и системной работы государственных организаций, учебных заведений и работодателей.

«Например, если Министерство труда ответит на вопрос, какие и сколько специалистов необходимо, какими должны быть их компетенции, что должен знать специалист и как мы докажем его компетентность, то наше министерство включит эти необходимые и ожидаемые навыки в конкретные учебные программы, предоставит госзаказ и проведет конкретное обучение. Кроме того, в этой работе должны участвовать Палата «Атамекен» и работодатели, заказывая кадры, устанавливая профессиональные стандарты, определяя квалификацию готового специалиста, разрабатывая программы. Особое место в работе занимают и местные акиматы», — пояснил министр образования и науки.  

В среднем, в Казахстане ежегодно 300 тыс. студентов выходят на рынок труда. 

Для качественной подготовки кадров работа ведется по 6 основным направлениям:

  • расширение доступа к образованию;
  • расширение академической свободы и совершенствование менеджмента;
  • обновление образовательных программ и открытие новых;
  • привлечение работодателей к подготовке кадров;
  • повышение потенциала вузов и колледжей;
  • улучшение системы обеспечения качества.

За последние несколько лет в РК количество грантов увеличилось в два раза. В этом году было предусмотрено более 73 тыс. грантов. Стипендии студентов также удвоились.

«Мы перевели Единое национальное тестирование в цифровой формат и внедрили возможность сдачи 4 раза в год. Кроме того, абитуриенты 11 классов теперь могут поступить на обучение с января месяца. Требование также было усилено. Пороговый балл по педагогическим направлениям повысился до 75 баллов, по медицинским — до 70 и по юридическим — до 75. По поручению президента увеличена доля грантов на технические специальности с 40 до 60%», — сообщил министр образования и науки.  

Что касается колледжей, то количество учебных грантов ежегодно увеличивается. В этом году их количество выросло на 31 тыс., из них 70% отдается техническим специальностям.

«Мы отменили экзамены, чтобы расширить доступ к колледжам. А для малообеспеченных семей введена специальная квота. Гранты будут присуждаться колледжу по выбору абитуриента, что повысит их конкурентоспособность. Главный вопрос – соответствие данных знаний требованиям рынка. Что для этого нужно? Главное условие – академическая самостоятельность. От этого вопроса зависит качество», — сказал министр образования и науки. 

Теперь университетам предоставляется академическая самостоятельность, они разрабатывают образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами или требованиями рынка. То есть уже не государство, а сам работодатель регулирует эти программы.

«Проблема в том, что рынку не хватает профессиональных стандартов, которые определяют, какие навыки ему нужны. Колледжам предоставляется академическая самостоятельность. До этого студенты долго учились (2-4 года), требования работодателей полностью игнорировались, предметы, изученные в школе, повторялись, могли получить только одну квалификацию. Теперь колледжам предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов, а также самостоятельно определять сроки обучения. Специалист должен будет получить не только одну, но и три квалификации», — сказал министр Аймагамбетов.  

По словам главы ведомства, жизнь не стоит на месте, исчезнут устаревшие специальности и откроются новые. Приостановлена подготовка по почти 50 старым специальностям.

Еще одним условием обеспечения качества является обновление образовательных программ. По подготовленным профессиональным стандартам в университетах обновлено более 4 тыс. программ. К примеру, внедрены 269 новых программ, включая такие направления как искусственный интеллект, IT-медицина, цифровая юриспруденция. В колледжах эта работа активно реализуется.

«Мы впервые внедряем прикладной бакалавриат на уровне высшего образования в пилотном режиме. Данная мера позволяет в короткие сроки подготовить специалиста-практика в течение 2-2,5 лет. В рамках принципов обучения на протяжении всей жизни мы даем возможность распознавать результаты неформального образования, получать микроквалификации», — сказал А. Аймагамбетов.  

По словам министра образования и науки, для того, чтобы стать качественным специалистом, важно обучение в сочетании с практикой, то есть дуальное обучение. Требования со стороны предприятий, такие как минимальная заработная плата, назначение наставников, обеспечение специальной одеждой, тормозили их деятельность.

«Мы поэтапно решаем эти вопросы. Например, минимальная заработная плата исключена, а зарплата наставника предусмотрена из бюджета. Сейчас мы занимаемся решением вопроса возмещения затрат на обучение, страхование студентов и спецодежду», — проинформировал глава ведомства.  

Следующим направлением является работа крупных предприятий по шефству над колледжами. К примеру, над колледжами шефствовали такие предприятия как «Казцинк», «СарыаркаАвтоПром», Донской горно-обогатительный комбинат, Altyntau Kokshetaу. Они должны участвовать в работе по обновлению программ, дуальному обучению, укреплению материальной базы.

«Также мы запустили еще один пилот. Это привлечение предприятий к подготовке их кадров путем их целевого заказа. В этом году мы предоставим им целевой грант в 20 тыс. Компании сами выбирают студентов, а затем выбирают место учебы, но гарантируют трудоустройство, дуальное обучение и стажировку этих выпускников» — отметил А. Аймагамбетов.  

В целях повышения конкурентоспособности высших учебных заведений действует программа развития центров академического превосходства на базе 20 вузов. Планируется преобразовать три вуза в исследовательские университеты.

«Президент поручил открыть не менее 5 филиалов зарубежных вузов. Сегодня в стране открылся филиал университета Le Montfort Leicester. Он дает британский диплом. Точно так же Университет Козыбаева, один из лучших университетов мира, предлагает программы Университета Аризоны. Также ведутся переговоры об открытии филиалов ведущих зарубежных технических вузов в Алматы и Атырау», — сообщил министр образования и науки.  

Контроль качества осуществляется по двум направлениям.

1) закрытие некачественных высших учебных заведений или колледжей и лишение их лицензии;

2) профилирование высшего учебного заведения или колледжа, возврат приложений к лицензии, не соответствующих профилю и не пользующихся спросом.

Стоит отметить, что на сегодня полностью закрыты 15 вузов и 31 колледж. Еще 4 вуза и 29 колледжей находятся на стадии закрытия. Отозваны лицензии 61 вуза по 500 направлениям и лицензии 2200 направлений 375 колледжей. Ведется работа по возврату лицензий, не соответствующих профилю еще 15 вузов и 47 колледжей.

Например, количество вузов, готовящих педагогов, сократилось с 86 до 50, юристов — с 72 до 61.

«Мы внесли изменения в университеты по привлечению специалистов-практиков. К примеру, снижены требования к IT-сфере, туризму, аудиту по ученой степени. Также усилена ответственность аккредитационных органов. Аккредитационные органы, прошедшие аккредитацию некачественных вузов, будут исключены из реестра», — подчеркнул А. Аймагамбетов.  

Отметим, что по итогам чемпионата WorldSkills по колледжам Казахстан поднялся с 50 места до 14-го среди более чем 60 стран-участниц. В международном рейтинге QS в 2016 году было всего 8 университетов, на сегодняшний день — 14 вузов. Три высших учебных заведения входят в престижный рейтинг Times Higher Education.

В вопросе подготовки кадров есть и проблемные вопросы. Это недостаточное развитие системы сертификации. Вот основные моменты:

  • отсутствие центров подтверждения квалификации и сертификации;
  • профессиональные стандарты не охватывают все специальности и не учитывают новые квалификации;
  • низкая заинтересованность предприятий в совместной разработке образовательных программ, предоставлении баз практики.

Также недостаточное финансирование:

  • низкая стоимость подготовки одного специалиста с техническим и профессиональным образованием;
  • отсутствие финансирования новых проектов.

 

В свою очередь министр труда и социальной защиты населения Т. Дуйсенова отметила, что основными вызовами рынка труда до 2030 года являются: 

  • существенный прирост молодежи, вступающей в рабочую силу. То есть, трудоспособного возраста стали достигать лица, рожденные после 2000 года или период благоприятной демографической ситуации. По расчетам экспертов, к 2030 году 74% рабочей силы страны будут составлять миллениалы и поколение Z.
  • недостаточная генерация рабочих мест в экономике – основным работодателем в последние годы выступает государство и квазигосударственный сектор.
  • ускоренное распространение технологий и инноваций, где одни профессии отмирают, другие появляются, а третьи модифицируются.

«Обозначенные вызовы определяют необходимость дальнейшего углубление модернизации системы подготовки кадров. При этом ее основой является Национальная система квалификации (НСК). По сути, НСК дает ответы на следующие вопросы: «Какие специалисты нужны экономике?», «Что должны знать и уметь современные специалисты?». Эти требования устанавливаются в профессиональных стандартах, разрабатываемых самими работодателями. «Чему и как их для этого учить?». Образовательные программы должны формироваться на основе профессиональных стандартов. «Как признавать и присваивать квалификацию специалистам?». Для систематизации данного направления Министерством разработан законопроект «О профессиональных квалификациях», который устанавливает единую систему признания профессиональных квалификаций», — пояснила Т. Дуйсенова.

Таким образом, можно сказать, что основа НСК внедрена.  Но выше обозначенные вызовы рынка труда и имеющиеся проблемы в сфере НСК требуют ускоренной адаптации ее к новым условиям и решения ряда проблем. 

Первая проблема – необходимость адаптации действующих подходов прогнозирования спроса на рабочую силу для решения проблем дефицита или избытка кадров в той или иной отрасли экономики.

«В этой связи нами в текущем году будут усовершенствованы соответствующие инструментарии прогнозирования рабочей силы и со следующего года будет представляться прогноз потребности в конкретных специалистах по видам занятий», — сказала Т. Дуйсенова. 

Второе. Неполный охват профессий профессиональными стандартами. Всего по нацклассификатору занятий порядка 12 тыс. профессий, из них 590 утвержденных профстандартов охватывают 2689 профессий и покрывают только 27% подклассов ОКЭД. 

Отметим, что, согласно Трудовому кодексу, с 2016 года разработка профстандартов осуществляется отраслевыми ассоциациями и утверждается НПП «Атамекен». Здесь возникают проблемы:

  1. координации процесса разработки профстандартов. Работодатели слабо участвуют как в разработке профстандартов, так и в подготовке специалистов в этой сфере. 
  2. проблемы финансирования. Разработанные 590 стандартов в основном были профинансированы за счет займа Всемирного банка. Согласно законодательству, государство финансирует разработку профстандартов по регулируемым профессиям, а остальные – за счет средств работодателей.
  3. за последние 2 года разработка профессиональных стандартов не осуществлялась. 576 из 590 разработанных профстандартов уже нуждается в актуализации с учетом скорости происходящих изменений на рынке труда.

Как отмечается Национальной палатой, финансовых средств на разработку и актуализацию профстандартов недостаточно.

В этой связи, для оперативного и качественного решения поставленных задач и вовлечения госорганов, ведущих отраслевых предприятий, Национальной палаты предпринимателей, учебных заведений в процесс, необходимо:

1) создание при Минтруда Проектного офиса по мониторингу и методологической поддержке. Он обеспечит единое методологическое сопровождение всего процесса разработки профстандартов;

2) формирование при госорганах проектных отраслевых групп. Это означает, что за каждым госорганом закрепляется ответственность за покрытие всех отраслевых профессий профстандартами, координация работы с ассоциациями и отраслевыми организациями образования;

3) создание Банка профстандартов. В этих целях Минтруд приступит к созданию платформы, где будут собираться: все шаблоны международных стандартов, практика регионов, результаты внедрения Атласа новых профессий. Это позволит сократить время на дальнейшую разработку и актуализацию профстандартов.

Кроме того, госорганам необходимо будет совместно с НПП отработать механизм финансирования профстандартов, относящихся к нерегулируемым профессиям.

Следующая ключевая задача — это разработка образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Сейчас на уровне высшего и послевузовского образования разработаны и обновлены 250 образовательных программ. А в системе технического и профессионального образования — 276 образовательных программ.

«Для ускорения разработки образовательных программ и повышения мотивации организаций образования полагали бы возможным распределять государственный образовательный заказ организациям, обучающим по образовательным программам, актуализированным согласно профстандартам», — подчеркнула Т. Дуйсенова.  

И третья задача — для того, чтобы задействовать все ресурсы для развития Национальной системы квалификаций необходимо законодательно закрепить порядок признания профессиональных квалификаций работников. Согласно Концепции разработанного законопроекта, Министерство сфокусировано на решении следующих стержневых задачах.

Признание неформального и информального образования. Предложены подходы признания не только квалификации, но и также одного из навыков в рамках этой квалификации. Важными новшествами проекта являются ваучерно-модульная система признания квалификаций безработных и система учета признания квалификаций работников при декларировании деятельности работодателя. 

Таким образом, создаются условия для ускоренной адаптации граждан к изменяющимся условиям на рынке труда. Данное предложение разработано совместно с МОН в реализацию концепции «обучения в течение всей жизни». 

Законопроектом предусмотрено также создание цифровой платформы по НСК и единого методологического Центра на базе ЦРТР Минтруда. Они должны стать единым методологическим центром и источником предоставления актуальной информации по НСК. 

Указанные предложения безусловно дадут импульс развитию системы Национальной квалификаций.

Ректор Казахского национального исследовательского технического университета им. К. Сатпаева Мейрам Бегентаев отметил, что Satbayev University — это вуз, который на 100% принадлежит государству. Ключевые цели стратегии развития вуза обновлены в соответствии с индикаторами национального проекта.

Со слов М. Бегентаева, коллектив и все научные организации четко знают свои цели и задачи. Каждый пятый студент продолжит образование в магистратуре, каждый десятый будет подготовлен к научной деятельности.

«На текущий момент Satbayev University реализует научные исследования на сумму порядка 7 млрд тг. Деньги не малые. Однако практически все доходы от образовательных услуг и научной деятельности идут на то, чтобы обеспечить конкурентную заработную плату ППС (70% от бюджета вуза), на реализацию проектов и текущее содержание существующей инфраструктуры. Практически ничего не остается на развитие, на обновление учебного оборудования и научных лабораторий», — сказал ректор SU Мейрам Бегентаев.

Также глава университета сообщил о разработке инновационных образовательных программ с учетом Атласа новых профессий, совместно с работодателями. Например: бизнес-инжиниринг, технологии редких и радиоактивных элементов, mineral processing, биомедицинская инженерия.

«В рамках образовательной программы «Computer Science» реализуется дополнительная образовательная программа MINOR «Разработка корпоративных Web-приложений». Ведется дуальное обучение совместно с предприятиями ТОО «КазФерроСталь» и BI Group, планируется с предприятиями АО НАК «Казатомпром», АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Казфосфат» и др.», — акцентировал ректор.

К тому же, внедрение современных методов корпоративного управления в систему высшего образования обеспечивает прозрачность управления вузом.

«В тоже время, реорганизация в некоммерческое акционерное общество, обеспечивает нам гибкость поведения на рынке образования, управленческую и академическую свободы. Меньше стало бюрократии и отчетов», — сказал М. Бегентаев.

Вместе с тем, в университете повысилась роль и ответственность корпоративных органов управления, Совета директоров, которые самостоятельно принимают стратегические решения, а должность ректора является исполнительской. При этом они несут солидарную ответственность за все принятые решения.

Также особо отмечено, о наличии у Satbayev University хорошего опыта коммерциализации научно-технических разработок. Программные комплексы SmartTran, внедрены в производственную часть нефтяных компаний, готов к реализации проект «Портативный кардиоанализатор». На площадях вуза ученые создают малые инновационные предприятия. 

«Мы громко говорим о позитивных тенденциях в системе финансирования образования и науки. Это так. Но вместе с тем, мы считаем, что этого не достаточно. Для примера, Россия за последние годы уже дважды реализовала проекты по развитию науки и образования. Казахстанские вузы финансируются только через государственные образовательные гранты, и более того сам студент выбирает вуз. И это правильно», — сказал ректор Satbayev University.

Вместе с тем, как акцентировал глава вуза, средств на финансирование научной деятельности и развитие инфраструктуры практически не остается, а доля доходов от научной деятельности и НИОКР остается на недостаточном уровне.

Как считает Мейрам Бегентаев, на ближайшие года, перед системой высшего образования стоит задача по подготовке кадров технического направления. Для решения данной задачи необходимо:

  • внедрить образовательные кредиты для получения образования студентами;
  • повысить стоимость обучения в магистратуре (более 1 млн тг.);
  • совместно с работодателями разработать профессиональные стандарты по направлениям подготовки кадров;
  • проводить максимально прозрачно 1% отчислений от недропользователей на подготовку кадров и оснащение лабораторий;
  • разработать и утвердить инвестиционные проекты исследовательских вузов.

В свою очередь ректор Хромтауского горно-технического колледжа Багдашжан Мулдашева заявил, что на сегодняшний день колледж тесно сотрудничает с основным социальным партнером Донского горно-обогатительного комбината и готовит необходимые кадры для этой сферы. 

«В колледже внедрена академическая самостоятельность, создана современная материальная база, развито дуальное обучение, укрепляются заботливые отношения, ведется целенаправленная подготовка», — сказала ректор вуза.

Со слов Б. Мулдашевой, предпринятые меры направлены на повышение качества подготовки кадров через тесное взаимодействие с работодателями. В рамках академической самостоятельности в вузе на 100% обновлены образовательные программы с учетом требований работодателей.

«Наш ключевой партнер Донской ГОК ставит задачу по подготовке универсальных специалистов для своей отрасли. Для этого в рамках Атласа новых профессий мы ведем совместные проекты по опережающей подготовке кадров с экспертами BTS Education», — сообщила Б. Мулдашева.

Помимо этого, с прошлого года в вузе начата подготовка операторов беспилотных летательных аппаратов и выпущено около 20 специалистов. Как отметила ректор Хромтауского горно-технического колледжа, в рамках академической самостоятельности колледжи разрабатывают образовательные программы на основе профстандартов. Однако, не все профстандарты соответствуют современным технологическим процессам предприятий и трудовым функциям специалиста, что несомненно отражается на качестве подготовки кадров.  

«Соответственно подготовка кадров подвергается постоянной критике со стороны общества и самих работодателей. В этой связи, считаем необходимым ускорить актуализацию действующих профстандартов и разработку новых по требованиям отраслей экономики», — уточнила Б. Мулдашева.

Вместе с тем, ректором было подчеркнуто, что на сегодняшний день отсутствуют независимые институты по подтверждению уровня квалификации кадров, подготовленных колледжами.

«Следует отметить, что в развитых странах сертификат о подтверждении квалификации, выданный независимым центром, является основанием для трудоустройства и имеет преимущество перед дипломом. В этой связи, назрела необходимость создания независимых центров сертификации по подтверждению уровня квалификации», — сказала ректор Хромтауского горно-технического колледжа.

Инициированный Главой государства проект «Жас маман» и финансовая поддержка социальных партнеров дали возможность колледжу выйти на новый уровень подготовки кадров.

«Нами совместно с партнерами создан центр компетенций для горно-металлургической отрасли. В центре проводится курсовая подготовка, повышение квалификации, осуществляется тренировка участников WorldSkills, а также он является базой для прохождения практики студентами колледжей-партнеров. В дальнейшем наша задача пройти международную отраслевую аккредитацию по аналогии АPEC Petrotechnic. Все эти меры осуществляются благодаря поддержке государства, но необходимо учесть, что имеются колледжи, которым требуется обновление материально-технической базы», — доложила в ходе заседания Б. Мулдашева.

С 2006 года шефство над Хромтауским горно-техническим колледжем взял на себя Донской ГОК, на котором работает более 8000 сотрудников.

«Комбинат дает нам заявку на ежегодную целевую подготовку, гарантирует 100% трудоустройство, оплачивает практику, обеспечивает бесплатным питанием и обмундированием. Кроме того, партнер оказывает поддержку педагогам, устанавливает стимулирующую доплату, проводит стажировку на базе предприятия», — сообщила Багдашжан Мулдашева.

Вместе с тем, было отмечено, что текущая стоимость госзаказа не покрывает все расходы, только 15% остается на учебные материалы.

«Хотя подготовка кадров в ТиПО имеет практикоориентированный характер, требующий больших финансовых затрат на организацию производственной практики. В этой связи, для обеспечения качества подготовки кадров, считаем целесообразным увеличить в два раза норматив подушевого финансирования на подготовку кадров в колледжах», — резюмировала Багдашжан Мулдашева.

Аким Павлодарской области Абылкаир Скаков сообщил, что по вопросу укрепления системы среднего образования в регионе на материально-техническое оснащение школ за последние 3 года бюджет увеличен в 7 раз.

«83% всех школ области оснащены кабинетами новой модификации. Начиная с 2019 года, сокращен дефицит ученических мест с 11 тыс. до 7 тыс., который к 2025 году будет полностью устранен. Для мотивации педагогов с 2020 года утвержден нагрудный знак «Павлодар облысының білім беру жүйесін дамытуға қосқан үлесі үшін», которым награждены 69 педагогов с премией в размере 3 млн тг. В результате, на протяжении последних 3-х лет область сохраняет ведущие позиции по качеству и доступности образования», — сообщил аким Павлодарской области А. Скаков.

В рамках вопроса дошкольной профориентации, со слов акима, во всех образовательных школах ввели институт профориентаторов из числа психологов, которые прошли специальные обучения.

«Через программу EduNavigator.KZ на основе запатентованных психометрических тестов в 2021 году проведена апробация по профориентации с охватом более 8 тыс. школьников 10-11 классов всей области. Разработана соответствующая персональная траектория развития ребенка. В этом году тестирование пройдут еще 25 тыс. учащихся 7-9 классов региона», — сообщил глава региона.

Цель предпринятых инициатив по мнению региональных властей — выпускник школы должен иметь список рекомендаций, где он будет наиболее востребован и конкурентоспособен.

В тоже время, благодаря шефству крупных предприятий региона, сданы в эксплуатацию 2 общежития на 400 мест, построены спортивные площадки, открыты лаборатории за счет спонсорских средств.

«В нашем регионе уже подписано 27 соглашений с 27 колледжами по шефству. В области успешно реализуется проект «Атлас новых профессий», в рамках которого определены 15 профессий, на стадии рассмотрения еще 25 профессий», — сообщил А. Скаков.

Важно отметить, что по новым 15 профессиям уже обучается 805 студентов колледжей. В планах акимата области — обучение еще 2 тыс. студентов.

Между тем, уделяется большое внимание обновлению материально-технической базы. Так, из 44 колледжей проведена модернизация в 10 колледжах области, в 2022-2023 годах будут модернизированы еще 9 агроколледжей. Новым приоритетом для колледжей области станет создаваемый на базе УПК – Центр актуальных профессий, подразделения которых будут развернуты в колледжах.

В 9 агроколледжах и 3 городских колледжах будут созданы профильные хабы, где по планам акимата области, любой молодой человек может пройти профпробы, отучиться на краткосрочных курсах и получить несколько специальностей за 3-4 месяца.

«По нашим расчетам, Центр актуальных профессий и профильные хабы за счет востребованности, скорости и использования инфраструктуры колледжа, позволят молодежи пройти ускоренные курсы обучения. Так, к примеру, в IT-колледже в мае месяце открываем ITHub – центр притяжения молодежи», — сообщил в ходе заседания аким Павлодарской области.

Также в ходе заседания аким региона акцентировал, что в 9 сельских колледжах будут созданы такие же центры консультаций для сельской молодежи. Таким образом, профобучение в области будут вести колледжи и региональные вузы с контингентом свыше 40 тыс. человек.

Помимо прочего, глава Павлодарской области доложил об открытии научно-образовательного центра на базе межрегионального учебного центра в Экибастузе. Инфраструктура центра позволяет обучать до 2 тыс. человек. Со слов главы региона, есть заинтересованность одного из инвесторов. Прорабатывается вопрос передачи инфраструктуры в доверительное управление.

«Речь идет о создании совершенно новой образовательной среды, куда будут мобилизованы передовые и современные технологии, и главное — будут созданы производственные лаборатории крупных предприятий, с перспективой стажировки студентов и педагогов за рубежом. Важно создать непрерывную среду обучения и переподготовки специалистов», — акцентировал внимание аким региона.

А. Скаков также сообщил о модифицировании IT-кабинетов.

«Все данные о потребностях и количестве обучающихся, все аналитические данные стекаются в Ситуационно-аналитический центр акимата области для принятия управленческих решений», — резюмировал свой доклад аким Павлодарской области Абылкаир Скаков.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться