В Казахстане планируется строить по 200 школ в течение 4 лет — МОН РК

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены меры по реализации Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны». О реализации поручений в образовательной сфере доложил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.

Первое. По строительству 1000 новых школ. 

«Уже в этом году мы введем 200 новых школ. Далее планируется строить по 200 школ в течение 4 лет. Для этого будут использованы 4 механизма. Это — применение государственно-частного партнерства, развитие сети частных школ, целевое строительство из госбюджета, строительство школ из модульных конструкций. Будет проведена работа по инвентаризации и разработке интерактивной карты земельных участков для строительства школ, разработке современных типовых проектов школ на 1500, 2000, 2500, 3000 ученических мест, запуск электронного портала по мониторингу строительства школ», — проинформировал министр.

Второе. Переход полнокомплектных сельских школ на подушевое финансирование предлагается начать с 2023 года. 

По словам А. Аймагамбетова, это позволит решить насущную проблему по разрыву качества между городскими и сельскими школами. Имеется положительный результат перехода городских полнокомплектных школы страны на подушевое финансирование. Это — выравнивание финансирования школ в разных регионах, укрепление материально-технической базы школ, повышение эффективности использования бюджетных средств и стимулирование притока инвестиций в образование. 

Третье. По пересмотру периодичности повышения квалификации педагогов на «не реже, чем один раз в три года». 

Для этого, как отметил министр образования, будет выстроена новая модель профессионального развития педагога. В рамках нее будут вноситься изменения в Закон РК «Об образовании». Также планируется внедрение внешней аккредитации организаций повышения квалификации и единого реестра образовательных программ. Курсы для педагогов будут проводиться только на бесплатной основе.

Четвертое. По поддержке победителей международных интеллектуальных олимпиад законодательно будет урегулирован вопрос присуждения грантов для поступления в вузы без участия в конкурсе.

Также в целях стимулирования и поддержки участников международных олимпиад по интеллектуальным направлениям планируется учредить единовременные денежные премии. Также будут предусмотрены единовременные денежные премии педагогам и наставникам, подготовившим победителей.

Пятое. По развитию навыков программирования будут выделяться ваучеры для обучения в школах программирования. Для этого будет разработан и реализован проект «Цифрлы білім».

В рамках проекта «Цифровой учитель» детям из социально уязвимых семей представиться возможность получения дополнительных онлайн-занятий. Будет разработан соответствующий механизм.

«Во всех организациях образования будет обеспечен доступ по принципу «единое окно». Платформа, служащая единым окном авторизации для всех участников образовательного процесса, охватывает все этапы от планирования и создания урока до оценивания ученика и выполнения им домашнего задания», — сказал министр.

Шестое. По ранней профориентации детей совместно с НПП «Атамекен» будет разработана новая модель профориентации — проект «Бағдар».

Проект включает профессиональную диагностику школьников, профориентационное сопровождение, профпробы, работу с родителями, введение профориентаторов, а также обучение новым подходам профориентации.

Седьмое. По обеспечению молодежи бесплатным обучением в колледжах будет реализован проект «Жас талап».

«Проект «Жас талап» будет логическим продолжением проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех». Мы реализуем его совместно с акиматами регионов путем софинансирования из республиканского бюджета. Ожидаемый эффект – это полный охват бесплатным обучением выпускников 9 класса, желающих обучаться в колледжах», — сказал министр.

До 2025 года поэтапно будет увеличиваться госзаказ до 70 тыс. мест. На первом этапе, в 2022 году, доля выпускников 9 класса из числа желающих получить образование в колледжах составит 70%. 

Восьмое. В целях адаптации учебных программ будет проведена работа по проектированию и разработке инновационных программ, обновлению образовательных программ с учетом потребности рынка труда, предоставлению микроквалификаций в рамках Minor программ. 

Как сообщил А. Аймагамбетов, повысятся требования к вузам. В целях «ускорения» процесса закрытия вузов, предоставляющих некачественное образование, предлагается внести изменения в Закон об образовании, Закон о разрешениях и уведомлениях. 

Во-первых, предлагается установить срок действия лицензий для вузов, отмена автоматического переоформления лицензий, передача функции по лишению вузов лицензии уполномоченному органу, установление административной ответственности учредителей за неисполнение обязательств по переводу обучающихся в случае закрытия вуза. 

Во-вторых, созрела необходимость принятия Национального стандарта обеспечения качества образования. Мировой опыт показывает, что многие страны имеют национальные стандарты и регламенты обеспечения качества. Это будет руководящим документом по обеспечению качества образования с учетом требований действующего законодательства и национальных интересов.  

Девятое. Будет проведена работа по развитию науки.

Для этого будут внесены изменения в законодательство о науке до конца текущего года. 

«В базовое финансирование будет включена зарплата ведущих ученых. Будут разработаны и утверждены критерии, правила отбора для прямого финансирования НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями. Также планируется увеличение сроков грантового финансирования от 3 до 5 лет и внедрение института апелляции решений Национальных научных советов.Министерство приложит все усилия для реализации вышеперечисленных задач, поставленных Главой государства», — резюмировал министр образования.  

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться