01 Март 2022, 11:34
На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен вопрос о реализации подходов к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа». С докладами выступили министр национальной экономики Алибек Куантыров и исполняющий обязанности председателя правления НПП «Атамекен» Нариман Абильшаиков.
Как отметил в своем выступлении министр национальной экономики Алибек Куантыров, 30 декабря 2021 года Главой государства подписан Закон по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (далее – Закон).
«В целях реализации Закона 1 февраля т.г. в Правительство внесен проект распоряжения Премьер-Министра, предусматривающий утверждение Перечня правовых актов, принятие которых необходимо для обеспечения действия Закона. Перечень включает 164 нормативных правовых акта», — сказал А. Куантыров.
По словам министра, Базисом реформы являются три ключевых акта:
1) Правила проведения и использования АРВ (анализа регуляторного воздействия);
2) постановление Правительства «Об определении сфер, в которых регуляторные акты подлежат включению в Реестр обязательных требований»;
3) Правила ведения Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства. Принятие планируется в апреле т.г.
Акты разработаны, по ним ведется процесс согласования.
В этой связи, по словам министра, государственным органам необходимо активизироваться для своевременной разработки и принятия проектов.
«Важной новеллой Закона является Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства», — отметил А. Куантыров
В Реестре, по его словам, будут определены сроки проведения анализа регуляторных актов на предмет их соответствия новой регуляторной политике. В случае, если регулирующий орган не проведет данный анализ в сроки, то такие акты исключаются из Реестра и отменяются.
Также особенностью Реестра является освобождение предпринимателей от административной ответственности за нарушение требований, исключенных из Реестра и не отмененных в срок.
Реестр заработает с 1 января 2023 года. Вместе с тем, уже сегодня начата работа по его формированию.
«Подготовлен План-график работы по внедрению регулирования «с чистого листа» на 2022-2023 годы. План предусматривает все меры организационного характера, сроки и этапы исполнения, а также ответственные госорганы», — доложил А. Куантыров.
Кроме того, по словам министра, министерством сформирован пул экспертов для обучения госорганов новым подходам регулирования бизнеса. Данное обучение будет проведено в течение месяца.
В настоящее время, госорганами завершается работа по созданию отраслевых рабочих групп для проведения пересмотра регуляторных актов на соответствие новой регуляторной политике.
Также министр доложил, что до конца марта т.г. госорганы совместно с рабочими группами сформируют перечень регуляторных актов по курируемым отраслям для включения в Реестр.
«С 30 марта т.г. в соответствии с графиком будет проводиться анализ требований на соответствие новой регуляторной политике», — отметил А. Куантыров.
По его словам, после этапа анализа и обсуждения актов, госорганы проведут их пересмотр.
На сегодня Министерством совместно с Бизнес-омбудсменом и НПП «Атамекен» проведена работа по обследованию регуляторных актов в данных сферах.
Следует отметить, что в 2021 году предварительно рассмотрено 424 правовых акта, установлено порядка 17,6 тыс. требований, из которых более 40% не соответствуют новым подходам.
Работа в данном направлении находится на контроле.
Между тем, по его словам, в соответствии с Законом Реестр формируется и ведется на базе ИПС «Әділет». Работа по формированию и техническому сопровождению Реестра требует финансирования.
Министерством в ноябре 2021 года внесена соответствующая заявка в министерство финансов.
Также требует финансирования работа отраслевых экспертов по анализу и пересмотру регуляторных актов.
В связи с чем, министр просил поручить Министерствам финансов и юстиции предусмотреть средства в рамках ближайшего уточнения бюджета.
«Законом также предусмотрено изменение системы государственного контроля и надзора. Новые формы государственного контроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям», — отметил А. Куантыров.
Кроме того, по его словам, в рамках Закона министерством обеспечено законодательное закрепление нормы по автоматизации системы государственного контроля, обеспечивающая формирование графиков проведения проверок.
Данная норма вступит в силу с 1 января 2023 года.
При отсутствии такой автоматизации допускается осуществлять контроль только в отношении 5% от общего количества субъектов контроля.
«Это позволит упорядочить и сфокусировать органы контроля и надзора на проблемные субъекты бизнеса, при этом снижая административное давление на законопослушных предпринимателей», — сказал А. Куантыров.
Глава государства на встрече с предпринимателями также поручил завершить автоматизацию системы государственного контроля.
Принимаемые меры позволят исполнить данное поручение.
Для качественной реализации поручения Президента необходимо, по словам главы ведомства, чтобы министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности была взята на контроль работа госорганов по обеспечению автоматизации системы управления рисков до 1 января 2023 года. Министерством сформирована рабочая группа по данному вопросу и в настоящее время совместно с КПСиСУ прорабатывается возможность обеспечения автоматизации СУР на базе ЕРСОП (Единого реестра субъектов и объектов проверок).
«В целом дальнейшая работа по внедрению регулирования «с чистого листа» будет продолжена в рамках плана-графика и находится на постоянном контроле», — заверил А. Куантыров.
В свою очередь исполняющий обязанности председателя правления НПП «Атамекен» Нариман Абильшаиков рассказал о позиции бизнес-сообщества к вопросу о внедрении новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.
По его словам, во исполнение поручения Главы государства по внедрению регулирования «с чистого листа» НПП «Атамекен» совместно с миннацэкономики на протяжении полутора лет ведется совместная работа в данном направлении.
Выработаны базовые подходы, которые отражены в принятом 30 декабря прошлого года Законе по новой регуляторной политике.
В этой связи, для обеспечения проведения реальных реформ, совместно с миннацэкономики предлагается следующая тактика внедрения регулирования с «чистого листа».
«Во-первых, в целях эффективного использования времени и ресурсов необходимо определение четкого плана-графика работ. Нами уже разработан сетевой план-график Правительства по пересмотру госрегулирования», – сказал Н. Абильшаиков.
В этом плане, по его мнению, детально расписаны задачи каждого госоргана со сроками исполнения и формами завершения, а также необходимость изучения и применения наилучших мировых практик.
Во-вторых, ведется работа по подготовке проектов правовых актов.
«Принятие этих НПА необходимо в реализацию Закона по новой регуляторной политике. Учитывая сжатые сроки, необходимо активизировать работу госорганов по их согласованию», – сказал Н. Абильшаиков.
В-третьих, учитывая масштабность задачи, необходимо ускорить работу по созданию и ведению Реестра обязательных требований, который требует финансирования за счет бюджетных средств.
Уже сейчас, по словам и.о. председателя правления НПП «Атамекен», необходимо начать разработку технического задания совместно с Институтом законодательства и правовой информации Министерства юстиции РК.
В-четвертых, Н. Абильшаиков выразил просьбу ускорить решение вопроса финансирования работ по пересмотру требований к бизнесу в 2022 году.
«Особого внимания требует работа по разработке второго пакета поправок в законодательные акты РК по вопросам дальнейшего внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК. Необходимо активизировать работу госорганов по приведению отраслевых НПА в соответствие базовым принципами», – сказал Н. Абильшаиков.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться