В обновлении жилищной инфраструктуры главенствует принцип ГЧП

Правительство реализует масштабную программу по модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. За десять лет на нее будет потрачено в общей сложности более 4,3 миллиардов долларов. Фактически за период независимости Казахстана это первый серьезный шаг к обновлению инфраструктуры городского жилищного фонда, средний возраст которой составляет 30–50 лет.

Программа модернизации ЖКХ включила в себя три базовых направления: ремонт многоквартирных жилых домов, модернизацию коммунальных систем и общее повышение эффективности отрасли ЖКХ, в частности, через внедрение новых энергосберегающих технологий. Причем по второму и третьему направлениям модернизации коммунального сектора государство возьмет на себя полную финансовую ответственность. Источником финансирования здесь будут только бюджетные вливания и инвестиции коммунальных предприятий. 

Правительство установило несколько принципов финансирования. Один из них предполагает, что модернизация магистральных инженерных сетей, находящихся в госсобственности, будет идти как за счет бюджетных средств, так и за счет инвестиционных программ коммунальных предприятий – поставщиков услуг, основанных на тарифном регулировании. То есть госкомпании-коммунальщики будут вкладывать в капитальную модернизацию средства, источником которых станет, в том числе, и повышение тарифов. 

Второй принцип финансирования: модернизация сетей, находящихся в частной собственности, должна проводиться только за счет тарифов. То есть, например, в городе основным поставщиком тепла является частная компания, то свои сети она должна обновлять без государственной помощи. Еще один принцип заключается в том, что строительство всех новых сетей будет осуществляться за счет бюджета. Иными словами используется уже проверенная модель государственно-частного партнерства. В результате совокупно доля бюджетных средств, направляемых на модернизацию коммунальных систем, составит только 29 процентов от общего объема необходимых затрат.

Стоит отметить, что в апреле текущего года Правительством Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения Программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Так, в соответствии с новыми изменениями, установлены типовые виды работ по ремонту общего имущества. Так, при проведении капитального ремонта граждане могут выбрать максимальный или минимальный вид работ. При этом, минимальный вид работ включает в себя ремонт (утепление) кровли, подъезда и подвала жилого дома, максимальный вид работ – ремонт (утепление) кровли, подъезда, подвала, фасада, ремонта лифта (при наличии).

Одним из значимых механизмов облегчения участия населения в Программе стало исключение предварительного взноса собственников помещений (квартир), предусмотренного в размере 3%, 5% и 7%. Такие меры были приняты, ввиду того, что многими жителями при реализации Программы затруднительно накопить первоначальный взнос за короткий срок и соответственно их дом не подпадает под участие в Программе. Данные изменения будут действовать на поступающие заявки по ремонту домов уже с текущего года.

В новой редакции Программы ремонт многоквартирных жилых домов будет осуществляться по единому механизму, в котором специализированные уполномоченные организации (ТОО) ведут ремонтные работы самостоятельно либо с привлечением субподрядных организаций. Исключаются конкурсные процедуры по выбору субподрядной организации, таким образом, выбор субподрядной организации остается за жильцами домов.

При проведении комплекса работ по термомодернизации здания обязательным условием теперь является установка автоматизированных систем регулирования теплопотребления (АТП) и общедомовых приборов учета тепла. Установка АТП позволяет получить экономию тепловой энергии до 30% от общего теплопотребления, заменить устаревшее оборудование тепловых пунктов, которое выработало свой срок, повысить комфорт в помещениях за счет поддержания постоянного температурного режима, повысить качество услуг горячего водоснабжения: за счет поддержания постоянной температуры горячей воды. Установка общедомовых приборов учета тепла позволяет определить количество поступившего в дом тепла, контролировать объемы потребления, параметры качества отопления (давление, температуру и др.), выявить утечки в системах теплоснабжения жилого дома. Принятые меры направлены на достижение более эффективного уровня потребления энергии, ее автоматизации и экономии.

Программа также предусматривает реформирование и развитие сектора теплоснабжения. Новый раздел Программы «Реформирование и развитие сектора эксплуатации котельных до 100 Гкал/час» затрагивает вопросы реформирования и модернизации оборудования на котельных мощностью до 100 Гкал/ч. Министерство регионального развития РК продолжит работу в реформировании данного направления.

Между тем ремонт и модернизация самого жилого фонда оказались не только в сфере финансовой ответственности государства. За них кроме бюджета должны будут частично заплатить и сами владельцы квартир. И это само по себе показательно, как и тот факт, что основные проблемы в городском хозяйстве сосредоточены как раз в узлах и магистралях, находящихся в ведении управляющих компаний и отнесенных к коллективной собственности жильцов. 

Так, если на магистральных тепловых сетях организации, ответственные за подачу тепла и воды, еще как-то контролируют ситуацию и проводят текущий ремонт, то, скажем, замена труб в масштабах многоквартирного дома становится неразрешимой проблемой в финансовом плане. Коллективных целевых средств, которые управляющие компании собирают с жильцов на текущее обслуживание жилого фонда, на такие работы недостаточно, а дополнительно собирать средства на ремонт своего общего хозяйства население не торопится. Одни считают, что все проблемы должны решать работники управляющих компаний и городских служб, у других нет возможности собрать несколько десятков тысяч тенге, например, на ремонт кровли. Между тем, проблема усугубляется с каждым годом по мере увеличения износа. 

В Казахстане ситуация с износом жилого фонда похожа на российскую, особенно в северных городах республики. Дальнейшее промедление с капитальной реконструкцией грозит «цепной реакцией» коммунальных аварий. Чтобы их допустить Правительством были выработаны модели, которые обеспечивают выполнение и государственное финансирование всех реконструкционных работ в срок. Также на законодательном уровне проработаны нововведения, нацеленные на обеспечение частичной возвратности государственных средств. 

Что касается финансирования,профильным ведомством разработан  механизм, регламентирует менее затратный текущий ремонт жилых домов – его предлагают финансировать также по многоступенчатой схеме. Сначала из республиканского бюджета акиматам выделяются беспроцентные кредиты максимальным сроком на семь лет. Далее акимат предоставляет кредит под определенный процент специализированной уполномоченной организации со стопроцентным государственным участием: она наряду с управляющими компаниями и будет финансировать ремонтные работы. 

Казахстанская «Жилищная дорожная карта» – это во многом уникальный проект для бывшего СССР. Он интересен не только своей социальной ориентированностью, но и тем, что в Казахстане все же следуют рыночным приоритетам, отказавшись от советского принципа, когда государство отвечает в жизни гражданина за все.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться