В создании безбарьерной среды необходимо перенимать международный опыт – Конфедерация инвалидов РК

О создании безбарьерной среды в Казахстане, проблемах доступности социальных объектов для лиц с ограниченными возможностями, а также реализации конвенции по правам инвалидов в интервью для сайта www.primeminister.kz на вопросы ответил советник руководителя Казахстанской конфедерации инвалидов Жадырасын Садуакасов.

- Жадырасын Садуакасович, как вы оцениваете работу государства по созданию условий ратификации конвенции ОНН о правах инвалидов?

- Сегодня конечно у нас есть большие изменения к лучшему, и инвалиды ощущают на себе внимание со стороны государства. Но если говорить, о том, что сделано на практике, то есть еще ряд проблемных вопросов. В законе о социальной защите инвалидов указано, что необходимо создать доступную среду, а механизмы, как это сделать, не прописаны. Конечно, есть нормы об участии обществ инвалидов, но они не дают ответов на вопросы как сами люди с ограниченными возможностями, должны участвовать в создании безбарьерной среды, могут ли они контролировать этот процесс. Например, у нас в Астане много зданий строятся. Там используются СНИПы 2005 года , хотя устаревшие, но там есть определенные нормативы, в которых предусмотрен учет потребностей инвалидов. Но и эти правила, к сожалению, не соблюдаются. Так как они имеют рекомендательный характер, а нужен обязательный. Поэтому у застройщиков всегда есть возможность не учитывать потребности людей с ограниченными возможностями.

- Вы говорите о минусах, неужели плюсов нет?

- Конечно, плюсы есть, но их не так много. Давайте так, когда мы говорим доступность, все время, говорим о пандусах. Инвалида на коляске вспоминаем. Стереотипы работают и все. Я свой пример хотел бы привести . Я почти 40 лет на коляске и спустя 40 лет попробовал сесть на городской маршрутный автобус, хотел проверить. Я же эксперт по вопросам инвалидов, должен посмотреть. В первом попавшемся 48 низкопольном автобусе я проехал 8 остановок. Трудности были, когда садился, там люди помогали. Неудобство и для меня и для других горожан. Но водитель знает, что есть пассажир на коляске и близко подъезжает к остановке, поэтому сойти с автобуса, проблем нет. И я понял, какое изменение. По сравнению с тем, что было раньше, конечно, небо и земля. Наши ребята инвалиды, которые живут в городе, мало используют созданные для них возможности передвижения. В столице 350 таких низкопольных автобусов и еще столько же закупается. Конечно самая основная проблема с транспортом. И в целом она решается. И вообще понимание «сверху», начиная с министров – оно есть. Они очень хорошо понимают, но «внизу» как делается, на практике, вот это нас беспокоит. 

- Насколько на ваш взгляд обеспечиваются права инвалидов, и улучшается ли качество их жизни? 

- Со стороны высшего руководства страны понимание есть, другой вопрос как это понимание реализуется в принятых решениях о поддержке инвалидов, созданию условий для улучшения качества жизни, обеспечение прав на свободное передвижение, на труд. Но и со стороны инвалидов есть огрехи - они не знают своих прав. Могу с уверенностью сказать, что из 10 человек может только 1 знает свои права. Они свои требования не могут изложить. Я вижу это все в ежедневной работе. У кого-то производственная травма, не могут добиться положенных по закону выплат. Когда звоню инвалидам и работу предлагаю, они говорят: «Вы что! Я инвалид 1-й группы, 2-й группы, я не могу работать, мне нельзя!». Но сейчас такое понятие как нетрудоспособный инвалид относится лишь к тем людям, которые имеют серьезные психические отклонения. Только им запрещается работать. Любой человек у которого, условно говоря, даже один палец работает, может трудится на дому . А со стороны инвалидов до сих пор сохраняется менталитет иждивенчества. Они в большинстве своем, так настроены, хотим работать, отвезите, привезите. Я им объясняю так месяц полтора два, наше инватакси может возить, потом вы должны как-то приспособиться и работать. Утром вас довезут, а после обеда, после работы, на автобусе можно летом возвращаться. Вообще основная проблема доступной среды, которую мы создаем – это совместная работа проектировщиков, строителей, чиновников, как они добросовестно работают. Если один из них не будет добросовестно работать, у нас доступная среда будет формально на бумаге. В 2013 году после выступления вице-министра труда и социальной защиты населения о проблемах создания безбарьерной среды по всему Казахстану было построено около 24 тысяч пандусов из них 16 тысяч 800 к эксплуатации не пригодны. Их нужно сейчас демонтировать и заново строить. Это лишние затраты, поэтому лучше ведь сразу сделать качественно. Вообще если посмотреть любой проект, любое здание, когда строят , руководители строительных компаний считают учет потребностей инвалидов лишней тратой и до конца не понимают. Ведь их штрафные санкции ждут. Это более пол миллиона тенге. 

 - Изменилась ли дорожная инфраструктура с учетом потребностей инвалидов?

- По сравнению с тем, что было 2 года назад, конечно дорожная инфраструктура стала лучше, и более приспособлена к потребностям инвалидов. Несмотря на все сложности в ближайшее время мы ждем начала паспортизации объектов строительства. Мы предлагаем делать ее , как во всем мире, начать проект создания безбарьерной среды с одного города. Астаны например. А потом этот проект растиражировать по всем регионам Казахстана. В столице будет проведена международная выставка ЭКСПО 2017. Это наш шанс, показать всему миру, что Казахстан не равнодушен к проблемам инвалидов и создает все условия для обеспечения безбарьерной среды. В рамках ЭКСПО будет построен городок, который должен стать самостоятельной инклюзивной средой, именно по международным стандартам и универсальному дизайну. И все это можно в дальнейшем активно использовать. Подход к решению проблем инвалидов надо в корне менять. При этом ориентироваться необходимо на мировые стандарты. Весь мир использует универсальный дизайн при строительстве зданий, сооружений, улиц, парков и скверов. Когда для нас, для колясочников, созданы условия, то и другим гражданам будет удобно. Такой принцип в приоритете. Ведь универсальный дизайн призван приспособить объекты и улицы, для мало мобильных групп населения. Это старики, больные люди, мамы с колясками. Каждый третий человек на планете относится к мало мобильной группе населения. Поэтому к принципу: комфортно инвалиду, - выгодно всем надо постепенно переходить.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться