Затянувшееся строительство шести трасс завершат в 2024 году

В этом году по республике строительно-монтажными работами охвачены 10,7 тыс. км автомобильных дорог, из них республиканского значения 6,5 тыс. км и 4,2 тыс. местного. По итогам проводимых работ доля дорог в нормативном состоянии достигнет 92% на республиканской сети и 87% на местной. Такие данные на заседании Правительства озвучил министр транспорта Марат Карабаев. 

Так, на сегодня на республиканских дорогах ведется работа по строительству и реконструкции 3,6 тыс. км, из которых 856 км будут полностью завершены. По капитальному и среднему ремонту охват составил 2,9 тыс. км с вводом в эксплуатацию 1,1 тыс. км. 

В текущем году работы ведутся на 16 проектах, 3 из которых завершены. Это Большая алматинская кольцевая автодорога, трассы Кандыагаш-Макат и Ушарал-Достык.

«Учитывая нарекания со стороны населения, усилия были направлены на реализацию 6 основных проектов долгостроев с 4-5 летней давностью. Это Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Караганда-Алматы, Мерке-Бурылбайтал, Актобе-Кандыагаш, Атырау-Астрахань. Отдельное внимание уделяется проекту капитального ремонта Западно-Казахстанской области Казталовка-Жанибек, Униге-Бисен-Сайхин протяженностью 245 км, где проезд в настоящее время обеспечен на 220 км, полное завершение проектов планируется в 2024 году», — отметил спикер.

Завершается строительный сезон и силы АО «НК «КазАвтоЖол» направлены на зимнее содержание дорог с обеспечением техникой и противогололедными материалами. Для зимнего содержания дорог заготовлены 142 тыс. кубометров и 25 тыс. тонн технической соли. Национальным оператором мобилизованы 1,8 тыс. единиц зимней техники. 

«За счет проводимых работ по реконструкции увеличивается доля дорог с четырех полосным движением, что требует увеличения количества дорожно-эксплуатационной техники. Для решения данной задачи приобретено дополнительно 379 единиц парка дорожно-эксплуатационной техники, из них 245 единиц через Фонд развития промышленности», — сообщил глава минтранспорта.

Однако до сих пор имеется дефицит 1,1 тыс. единиц техники, в связи с чем будет продолжена работа по пополнению техникой через льготное кредитование Фонда развития промышленности. Кроме того, ежегодно на содержание дорог страны требуется финансирование в объеме 60 млрд тенге. В целях снижения нагрузки на бюджет внедряются поэтапно платные участки дорог. 

Как сообщил Марат Карабаев, на сегодняшний день платная система введена на 3,2 тыс. км дорог. За 11 месяцев 2023 года сборы составили 26,5 млрд тенге. В следующем году планируется внедрить платность дополнительно еще на 1,2 тыс. км. В целом к 2029 году платная система поэтапно будет введена на 11 тыс. км по мере завершения работ по реконструкции.

«Стоит отметить, что тарифы за проезд по платным участкам автомобильных дорог в Казахстане по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья являются самыми низкими. В связи с ростом транзитного потока, в целях обеспечения сохранности отремонтированных участков дорог, ведется планомерная работа по повышению ставок платы за проезд. Платность в первую очередь направлена для сбора средств с транзитных транспортных средств, при этом для отечественных перевозчиков предусмотрена абонентская плата с возможностью приобретения на месячной и годовой основе», — отметил М.Карабаев. 

Основные нарекания по качеству дорог приходятся на местную сеть. Для приведения данных дорог в нормативное состояние ремонтом охвачены 4,2 тыс. км, из которых 3,6 тыс. км завершаются в текущем году. На эти цели выделены 384 млрд тенге, из них всего 81 млрд тенге, или 21% выделяются из местного бюджета.

«При этом отдельными регионами при низких показателях состояния дорог, средства из местного бюджета вовсе не выделяются. Это касается Западно-Казахстанской, Костанайской, Абайской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской областей. Здесь акиматам необходимо предусмотреть дополнительное финансирование из местного бюджета для своевременного достижения показателей нормативного состояния», — подчеркнул министр. 

Важным является контроль качества эффективности использования выделенных средств «Национальным центром качества». При этом экспертизой качества охвачены только 85% местной сети.

По данным главы ведомства, низкий охват экспертизой качества отмечается по Карагандинской, Акмолинской и Костанайской областям. Вместе с тем при необходимости контроля качества работ на объектах минимум 4 раза в месяц, в некоторых регионах имеются факты выезда на объект 1 раз за строительный сезон.

«Это Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская области. На сегодня отобраны и испытаны 27 тыс. проб дорожно-строительных материалов, из которых выявлено несоответствие нормам 2,9 тыс. проб, по ним проводятся меры по устранению. Подрядчиками за счет собственных средств устранены работы стоимостью 2 млрд тенге. В целях полного охвата экспертизой качества работ и материалов акиматам необходимо заключить договоры на полный охват экспертизой качества работ и материалов в течении строительного сезона. При приемке объекта в эксплуатацию руководствоваться заключением Центра качества по устранению дефектов, выявленных в процессе строительно-монтажных работ», — рекомендовал министр.  

Марат Карабаев заверил, что темпы дорожно-строительных работ сохранятся в следующем году. В 2024 году запланировано выполнение различных работ по 9,5 тыс. км дорог, в том числе 5,3 тыс. км на республиканской линии и на локальной сети – 4,2 тыс. км. В результате, по итогам 2024 года планируют увеличить долю дорог в нормативном состоянии до 93% в республиканской сети и до 91% в местной сети.

«Перед нами стоят большие задачи по реализации приоритетных проектов. Согласно поручению главы государства, до 2029 года необходимо провести реконструкцию на 8 тыс. км дорог. Как уже отмечалось, в следующем году будут завершены основные крупные проекты, освободится техника и рабочая сила строительных компаний. Поэтому с 2024 года будем поэтапно начинать строительство приоритетных проектов общей протяженностью 4,7 тыс. км. Для решения этой проблемы ведется работа по привлечению средств из внешних и внутренних источников», — сообщил спикер.

На сегодняшний день по проектам «обход города Сарыагаш» и «Караганда - Жезказган» определен источник привлечения средств от азиатских и всемирных банков развития. Для реализации остальных проектов ведется подготовительная работа, определены механизмы финансирования.

Но начало крупных проектов потребует увеличения производства дорожно-строительных материалов, а также строительного оборудования и дополнительного инженерного персонала. Поэтому для предотвращения дефицита дорожного битума принимаются меры по переходу на цементобетонные дороги и импорту битума. Изучаются новые карьеры инертных материалов, предусматривается увеличение производства железобетонных изделий.

В контрактах были прописаны конкретные требования по наличию у подрядчиков собственного парка дорожно-строительной техники. Что касается подготовки специалистов, то в этом направлении начато внедрение профессиональной сертификации.

Одним из важных вопросов при реализации новых проектов является обеспечение земельными ресурсами. На сегодняшний день в процессе землеустройства проектов возникает ряд трудностей.

«В частности, процедуры возврата земли из частной собственности продолжаются от 1 до 3 лет. Поэтому акиматам необходимо с этого момента запретить новым проектам резервировать нужные земли и передавать их в частную собственность. Кроме того, по действующему механизму срок оформления карьеров составляет до 1 года, что негативно сказывается на своевременной реализации проектов. В этой связи прорабатывается возложение задач по оформлению карьеров на проектные институты», — сказал М.Карабаев.  

В соответствии с поручением Главы государства в настоящее время проводится ряд работ по реформированию автодорожной отрасли. 

Первое. До конца текущего года на всех автодорожных проектах будут внедрены международные принципы ФИДИК и утверждены соответствующие правила. 

Второе. С 2024 года новые проекты осуществляются по контрактам EPCM. Подрядчик сам проектирует участок дороги, строит и поддерживает его.

Третье. В настоящее время разрабатывается необходимая нормативная база, соответствующая международным стандартам.

Четвертое. Продолжается работа по развитию науки и внедрению новых технологий.

Пятое. Предусматривается внесение ряда законодательных поправок, направленных на повышение качества и ответственности участников строительного процесса.

Что касается науки и новых технологий. Казахским дорожным научно-исследовательским институтом проводятся соответствующие исследования по внедрению новых технологий в автодорожной отрасли. С начала года исследованы 75 новых технологий и материалов. Из них 29 апробированы и используются в проектно-сметной документации, 9 находятся на стадии апробации. Проводятся лабораторные испытания по 37. Под надзором специалистов института в рамках апробации материалов с указанной технологией построены 207 опытных участков. Кроме того, получены 19 новых патентов, предназначенных для использования в дорожном строительстве.  

В рамках реформирования отрасли вносятся 39 поправок в 6 законодательных актов. Данные поправки направлены на подписание единого контракта на экспертизу качества, полную реализацию проектов, цифровизацию контроля качества, создание базы дорожно-строительных материалов и повышение уровня специалистов. В настоящее время данные инициативы находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента.

#Автодороги #Заседание Правительства #Строительство

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться