The Prime Minister of Kazakhstan

Download the App for Android

Поручения Бакытжана Сагинтаева
по исполнению задач поставленных в
Послании Президента народу Казахстана
Заседание Правительства РК
Астана, 11 января 2018
Поручения Премьер-Министра по задачам Послания 2018 г.
В Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой» промышленной революции Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед Правительством задачи по десяти основным направлениям.

11 января 2018 в ходе заседания Правительства Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев дал ряд конкретных поручений по исполнению поставленных задач.

В Послании народу Казахстана Президент поставил перед Правительством задачи по 10 основным направлениям.

11 января 2018 в ходе заседания Правительства Премьер-Министр дал ряд конкретных поручений по исполнению поставленных задач.


1. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий
Именно ее результаты стали одним из основных стабилизирующих факторов в кризисных 2014–2015 годах, когда цены на нефть резко снизились. Поэтому ориентир на обрабатывающий сектор с высокой производительностью труда неизменен.

В то же время индустриализация должна стать более инновационной, используя все преимущества нового технологического уклада 4.0. Необходимо разработать и апробировать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции. Они должны в первую очередь стимулировать трансферт технологий.

Следует реализовать пилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий, а затем этот опыт широко распространить. Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений.

Она должна выкристаллизовываться вокруг инновационных центров, таких как Назарбаев Университет, МФЦА и Международный технопарк ИТ-стартапов. Серьезного пересмотра требует организация деятельности Парка инновационных технологий «Алатау».

Основными факторами успеха инновационной экосистемы являются стимулирование спроса на новые технологии со стороны реального сектора и функционирование частного рынка венчурного финансирования. Для этого необходимо соответствующее законодательство.

Кроме того, особое значение приобретает развитие ИТ- и инжиниринговых услуг. Цифровизация экономики, помимо дивидендов, несет и риски масштабного высвобождения рабочей силы.

Нужно заранее выработать согласованную политику по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы. Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации.

В 2018 году необходимо начать разработку третьей пятилетки индустриализации, посвященной становлению промышленности «цифровой эпохи».
1. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий
Именно ее результаты стали одним из основных стабилизирующих факторов в кризисных 2014–2015 гг., когда цены на нефть резко снизились. Поэтому ориентир на обрабатывающий сектор с высокой производительностью труда неизменен.

В то же время индустриализация должна стать более инновационной, используя все преимущества нового технологического уклада 4.0. Необходимо разработать и апробировать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции. Они должны в первую очередь стимулировать трансферт технологий.

Следует реализовать пилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий, а затем этот опыт широко распространить. Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений.

Она должна выкристаллизовываться вокруг инновационных центров, таких как Назарбаев Университет, МФЦА и Международный технопарк ИТ-стартапов. Серьезного пересмотра требует организация деятельности Парка инновационных технологий «Алатау».

Основными факторами успеха инновационной экосистемы являются стимулирование спроса на новые технологии со стороны реального сектора и функционирование частного рынка венчурного финансирования. Для этого необходимо соответствующее законодательство.

Кроме того, особое значение приобретает развитие ИТ- и инжиниринговых услуг. Цифровизация экономики, помимо дивидендов, несет и риски масштабного высвобождения рабочей силы.

Нужно заранее выработать согласованную политику по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы. Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации.

В 2018 г. необходимо начать разработку третьей пятилетки индустриализации, посвященной становлению промышленности «цифровой эпохи».
В части индустриализации и внедрения новых технологий министерству по инвестициям и развитию поручено разработать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию отечественных предприятий с упором на экспорт продукции и трансферт технологий, а также определить пилотные проекты по оцифровке ряда промышленных предприятий и приступить к их реализации.

Ответственный — министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек
«Министерству информации и коммуникаций необходимо выработать комплекс мер по развитию разработок цифровых и инновационных решений на базе Назарбаев Университета, МФЦА и Международного технопарка ИТ-стартапов; функционирования частного рынка венчурного финансирования и обеспечить разработку соответствующих законодательных поправок», — поручил Бакытжан Сагинтаев.

Ответственный — министр информации и коммуникаций Даурен Абаев
Министерству по инвестициям и развитию поручено приступить к разработке проекта госпрограммы третьей пятилетки индустриализации с акцентом на цифровые технологии.

Ответственный — министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек
В связи с цифровизацией экономики особое внимание уделено вопросам занятости. Бакытжан Сагинтаев поручил министерству труда и социального развития населения совместно с акиматами и заинтересованными министерствами оценить риски высвобождения работников и определить согласованную политику по трудоустройству высвобождающихся работников, в целом форсировать работу по перетокам трудовых ресурсов.

Ответственный — министр труда и соцразвития Тамара Дуйсенова
2. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала
Мир XXI века продолжает нуждаться в природных ресурсах, которые и в будущем будут иметь особое место в развитии глобальной экономики и экономики нашей страны. Однако следует критически переосмыслить организацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами.

Необходимо активно внедрять комплексные информационно-технологические платформы. Важно повысить требования к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, а также экологичности и эффективности работы самих производителей энергии.

Состоявшаяся в Астане выставка «Экспо-2017» показала, как стремительно движется прогресс в сфере альтернативной, «чистой» энергии. Сегодня на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) приходится четверть мирового производства электроэнергии. По прогнозам, к 2050 г. этот показатель достигнет 80%.

Мы поставили задачу довести долю альтернативной энергии в Казахстане до 30% к 2030 году. Сегодня у нас уже действует 55 объектов ВИЭ общей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 г. выработано порядка 1,1 млрд кВт/ч «зеленой» энергии. Важно стимулировать бизнес, инвестировать в «зеленые» технологии.

Акимам регионов необходимо принять меры по современной утилизации и переработке твердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса.

Эти и другие меры потребуют актуализации законодательства, в том числе Экологического кодекса.
2. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала
Мир XXI века продолжает нуждаться в природных ресурсах, которые и в будущем будут иметь особое место в развитии глобальной экономики и экономики нашей страны. Однако следует критически переосмыслить организацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами.

Необходимо активно внедрять комплексные информационно-технологические платформы. Важно повысить требования к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, а также экологичности и эффективности работы самих производителей энергии.

Состоявшаяся в Астане выставка «Экспо-2017» показала, как стремительно движется прогресс в сфере альтернативной, «чистой» энергии. Сегодня на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) приходится четверть мирового производства электроэнергии. По прогнозам, к 2050 г. этот показатель достигнет 80%.

Мы поставили задачу довести долю альтернативной энергии в Казахстане до 30% к 2030 году. Сегодня у нас уже действует 55 объектов ВИЭ общей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 г. выработано порядка 1,1 млрд кВт/ч «зеленой» энергии. Важно стимулировать бизнес, инвестировать в «зеленые» технологии.

Акимам регионов необходимо принять меры по современной утилизации и переработке твердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса.

Эти и другие меры потребуют актуализации законодательства, в том числе Экологического кодекса.
Министерствам по инвестициям и развитию, энергетики поручено принять меры по улучшению подходов к извлечению полезных ископаемых путем активного внедрения комплексных информационно-технологических платформ.

Министерствам по инвестициям и развитию, энергетики, сельского хозяйства поручено проработать вопросы установления нормативов энергопотребления на производство единицы продукции.

Министерству энергетики необходимо внести предложения по созданию условий для привлечения инвестиций в сферу возобновляемых источников энергии.

Бакытжан Сагинтаев поручил министерству энергетики совместно с акимами регионов:

• В месячный срок разработать дорожные карты по созданию системы современной утилизации и переработки твердо-бытовых отходов.

• Разработать соответствующие поправки в Экологический кодекс и другие законодательные акты.

Ответственный — министр энергетики Канат Бозумбаев
3. «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии АПК
Аграрная политика должна быть направлена на кардинальное увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции.

Мы научились выращивать различные сельхозкультуры, производить зерно. Гордимся этим. Но этого уже недостаточно. Нужно обеспечить переработку сырья и выходить на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией. Важно кардинально переориентировать весь агропромышленный комплекс на решение этой задачи.

Приоритетного внимания требует развитие аграрной науки. Она должна заниматься в первую очередь трансфертом новых технологий и их адаптацией к отечественным условиям.

При этом необходимо пересмотреть роль аграрных университетов. Они должны не просто выдавать дипломы, а готовить специалистов, которые реально будут работать в АПК или заниматься научной деятельностью. Этим вузам требуется обновить программы обучения и стать центрами распространения самых передовых знаний и лучшей практики в АПК.

Например, многократного повышения производительности можно достичь благодаря технологиям прогнозирования оптимального времени для посевной и уборки урожая, «умного полива», интеллектуальным системам внесения минеральных удобрений и борьбы с вредителями и сорняками.

Беспилотная техника позволяет значительно сократить себестоимость земледелия, минимизируя человеческий фактор. Внедрение новых технологий и бизнес-моделей, повышение наукоемкости АПК усиливают необходимость кооперации хозяйств. Необходимо оказывать всестороннюю поддержку сельхозкооперативам.

Государство совместно с бизнесом должно находить стратегические ниши на международных рынках и продвигать отечественную продукцию. Интенсификация сельского хозяйства должна происходить с сохранением качества и экологичности продукции.

Это позволит создать и продвигать бренд натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане», который должен стать узнаваемым в мире.

Кроме того, необходимо стимулировать тех, кто использует землю с наилучшей отдачей, и принимать меры к неэффективным пользователям. Нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК.

Поручаю увеличить в течение пяти лет производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.
3. «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса
Аграрная политика должна быть направлена на кардинальное увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции.

Мы научились выращивать различные сельхозкультуры, производить зерно. Гордимся этим. Но этого уже недостаточно. Нужно обеспечить переработку сырья и выходить на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией. Важно кардинально переориентировать весь агропромышленный комплекс на решение этой задачи.

Приоритетного внимания требует развитие аграрной науки. Она должна заниматься в первую очередь трансфертом новых технологий и их адаптацией к отечественным условиям.

При этом необходимо пересмотреть роль аграрных университетов. Они должны не просто выдавать дипломы, а готовить специалистов, которые реально будут работать в АПК или заниматься научной деятельностью. Этим вузам требуется обновить программы обучения и стать центрами распространения самых передовых знаний и лучшей практики в АПК.

Например, многократного повышения производительности можно достичь благодаря технологиям прогнозирования оптимального времени для посевной и уборки урожая, «умного полива», интеллектуальным системам внесения минеральных удобрений и борьбы с вредителями и сорняками.

Беспилотная техника позволяет значительно сократить себестоимость земледелия, минимизируя человеческий фактор. Внедрение новых технологий и бизнес-моделей, повышение наукоемкости АПК усиливают необходимость кооперации хозяйств. Необходимо оказывать всестороннюю поддержку сельхозкооперативам.

Государство совместно с бизнесом должно находить стратегические ниши на международных рынках и продвигать отечественную продукцию. Интенсификация сельского хозяйства должна происходить с сохранением качества и экологичности продукции.

Это позволит создать и продвигать бренд натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане», который должен стать узнаваемым в мире.

Кроме того, необходимо стимулировать тех, кто использует землю с наилучшей отдачей, и принимать меры к неэффективным пользователям. Нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК.

Поручаю увеличить в течение пяти лет производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.
Премьер-Министр дал ряд конкретных поручений министерству сельского хозяйства по развитию агропромышленного комплекса Казахстана:

• Совместно с заинтересованными госорганами и акимами областей в срок до 1 марта пересмотреть целевые индикаторы Госпрограммы развития АПК, выработать комплекс мер по их достижению и внести в Правительство конкретные предложения.

• Совместно с министерством образования и науки и акимами областей пересмотреть роль аграрной науки и аграрных университетов, основной задачей которых должен стать трансферт и адаптация современных знаний и технологий;

• Совместно с акимами регионов в месячный срок представить концептуальные подходы по развитию и мерам поддержки сельхозкооперации;

• В целях сохранения качества и экологичности продукции совместно с заинтересованными госорганами и организациями привести в соответствие с международными нормами нормативные правовые акты и технические документы по производству и применению биологических средств защиты растений и других биопрепаратов;

• Совместно с министерством по инвестициям и развитию и НПП «Атамекен» в месячный срок провести отбор стратегических ниш на международных рынках для продвижения отечественной продукции, в том числе под брендом «Сделано в Казахстане»;

• Совместно с заинтересованными госорганами проработать вопрос переориентации неэффективных субсидий на удешевление банковских кредитов в целях повышения эффективности господдержки АПК.

Ответственный — заместитель Премьер-Министра, министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев
4. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры
Сегодня через Казахстан проходит несколько трансконтинентальных коридоров. Об этом немало сказано. В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 г. вырос на 17% и составил почти 17 млн тонн.

Стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до $5 млрд. Это позволит в кратчайшие сроки вернуть затраченные государством средства на инфраструктуру.

Необходимо обеспечить масштабное внедрение цифровых технологий, таких как блокчейн, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме и беспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций.

Современные решения позволяют организовать взаимодействие всех звеньев логистики. Использование Big Data позволит обеспечить качественной аналитикой, выявить резервы роста и снизить избыточные затраты.

Для этих целей необходимо внедрить Интеллектуальную транспортную систему. Она позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры.

Для улучшения внутрирегиональной мобильности важно увеличить финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог. Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств следует довести в среднесрочной перспективе до 150 млрд тг. Нужно обеспечить активное участие в этой работе всех акиматов регионов.
4. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры
Сегодня через Казахстан проходит несколько трансконтинентальных коридоров. Об этом немало сказано. В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 г. вырос на 17% и составил почти 17 млн тонн.

Стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до $5 млрд. Это позволит в кратчайшие сроки вернуть затраченные государством средства на инфраструктуру.

Необходимо обеспечить масштабное внедрение цифровых технологий, таких как блокчейн, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме и беспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций.

Современные решения позволяют организовать взаимодействие всех звеньев логистики. Использование Big Data позволит обеспечить качественной аналитикой, выявить резервы роста и снизить избыточные затраты.

Для этих целей необходимо внедрить Интеллектуальную транспортную систему. Она позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры.

Для улучшения внутрирегиональной мобильности важно увеличить финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог. Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств следует довести в среднесрочной перспективе до 150 млрд тu. Нужно обеспечить активное участие в этой работе всех акиматов регионов.
Министерству по инвестициям и развитию совместно с министерствами информации и коммуникаций, финансов и НК «ҚТЖ» поручено:

• Изучить, обеспечить внедрение и использование современных таких технологий, как Blockchain (распределенные реестры) и Big Data (обработка «больших данных»), для мониторинга грузов в онлайн-режиме и упрощении таможенных процедур.

• Для улучшения качества автодорог местного значения довести общий объем ежегодно выделяемых бюджетных средств, в среднесрочной перспективе, до 150 млрд тг.

• Обеспечить поэтапное внедрение Интеллектуальной транспортной системы.

Ответственный — министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек
5. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе
Благодаря реализуемым программам объемы ввода жилья в Казахстане превысили 10 млн м2 в год. Эффективно работает система жилищных сбережений, сделавшая жилье доступным для широких слоев населения. Обеспеченность жильем на одного жителя выросла в последние 10 лет на 30% и составляет сегодня 21,6 м2.

Необходимо довести этот показатель в 2030 году до 30 м2. При выполнении этой задачи важно применять новые методы строительства, современные материалы, принципиально иные подходы в проектировании зданий и планировании городской застройки.

Нужно установить повышенные требования к качеству, экологичности и энергоэффективности зданий. Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления.

Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности.

Важно внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий. Акимам нужно более активно решать вопросы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой Правительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу не менее 100 млрд тг из всех источников.
5. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе
Благодаря реализуемым программам объемы ввода жилья в Казахстане превысили 10 млн м2 в год. Эффективно работает система жилищных сбережений, сделавшая жилье доступным для широких слоев населения. Обеспеченность жильем на одного жителя выросла в последние 10 лет на 30% и составляет сегодня 21,6 м2.

Необходимо довести этот показатель в 2030 году до 30 м2. При выполнении этой задачи важно применять новые методы строительства, современные материалы, принципиально иные подходы в проектировании зданий и планировании городской застройки.

Нужно установить повышенные требования к качеству, экологичности и энергоэффективности зданий. Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления.

Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности.

Важно внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий. Акимам нужно более активно решать вопросы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой Правительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу не менее 100 млрд тг из всех источников.
«Министерству по инвестициям и развитию с учетом поставленных Главой государства задач в месячный срок внести конкретные предложения по доведению показателя обеспеченности жильем на одного жителя к 2030 году до 30 м2. Если необходимо, вносите предложения по корректировке Программы "Нурлы жер"», — сказал Бакытжан Сагинтаев.

Министерству по инвестициям и развитию необходимо обеспечить внесение необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты в сфере строительства в части применения новых методов строительства, подходов в проектировании и планировании городской застройки, использования современных материалов, повышения требований к качеству, экологичности и энергоэффективности зданий и сооружений. Также следует выработать механизмы оснащения строящихся и уже введенных объектов системами интеллектуального управления.

Ответственный — министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек
Министерству национальной экономики совместно с акиматами регионов поручено выработать при модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры соответствующий механизм ГЧП и активизировать меры по его реализации.

Ответственный — министр национальной экономики Тимур Сулейменов
Министерству сельского хозяйства совместно с министерствами по инвестициям и развитию, национальной экономики и акимами регионов поручено принять меры по ежегодному выделению не менее 100 млрд тг из всех источников на обеспечение сельских населенных пунктов качественной питьевой водой.

Ответственный — заместитель Премьер-Министра, министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев
6. «Перезагрузка» финансового сектора
Необходимо завершить очистку банковского портфеля от «плохих» кредитов. При этом собственники банков должны нести экономическую ответственность, признавая убытки. Вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц должен являться тяжким преступлением.

Национальный банк не должен быть созерцателем таких деяний. Иначе зачем нужен такой госорган? Надзор за деятельностью финансовых институтов со стороны Нацбанка должен быть жестким, своевременным и действенным.

Государство будет и далее гарантировать соблюдение интересов простых граждан. Нужно ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц.

Кроме того, поручаю Национальному банку окончательно решить вопрос по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 г., когда законодательно был введен запрет на их выдачу физическим лицам.

Нацбанку и Правительству следует совместно решить вопрос обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики.

Важным являются дальнейшее улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка. Это одна из основных задач Международного финансового центра «Астана», который начал свою работу.

Используя лучший международный опыт, он должен стать региональным хабом, применяющим английское право и современные финансовые технологии. Развитию фондового рынка также будет способствовать успешный вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Қазына» на IPO.
6. «Перезагрузка» финансового сектора
Необходимо завершить очистку банковского портфеля от «плохих» кредитов. При этом собственники банков должны нести экономическую ответственность, признавая убытки. Вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц должен являться тяжким преступлением.

Национальный банк не должен быть созерцателем таких деяний. Иначе зачем нужен такой госорган? Надзор за деятельностью финансовых институтов со стороны Нацбанка должен быть жестким, своевременным и действенным.

Государство будет и далее гарантировать соблюдение интересов простых граждан. Нужно ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц.

Кроме того, поручаю Национальному банку окончательно решить вопрос по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 г., когда законодательно был введен запрет на их выдачу физическим лицам.

Нацбанку и Правительству следует совместно решить вопрос обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики.

Важным являются дальнейшее улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка. Это одна из основных задач Международного финансового центра «Астана», который начал свою работу.

Используя лучший международный опыт, он должен стать региональным хабом, применяющим английское право и современные финансовые технологии. Развитию фондового рынка также будет способствовать успешный вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Қазына» на IPO.
По направлению «перезагрузка» финансового сектора основная часть вопросов касается Национального банка. В этой связи , будут внесены свои предложения в разрабатываемый Общенациональный план реализации послания.

Ответственный — председатель Национального банка Данияр Акишев
По вопросу внедрения института банкротства физических лиц министерству финансов необходимо до конца апреля 2017 г. внести в Правительство соответствующие законопроекты.

Ответственный — министр финансов Бахыт Султанов
Министерству национальной экономики совместно с заинтересованными госорганами и организациями поручено обеспечить дальнейшее развитие фондового рынка, в том числе успешный вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Қазына» на IPO (первичное публичное размещение акций).

Ответственный — министр национальной экономики Тимур Сулейменов
Международному финансовому центру «Астана» совместно с министерствами финансов, национальной экономики и ФНБ «Самрук-Қазына» обеспечить подготовку площадки МФЦА к проведению IPO.

Ответственный — управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов
7. Человеческий капитал – основа модернизации
Новое качество образования. Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний.

В дошкольном образовании к 1 сентября 2019 г. необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения.

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 г. Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.

При университетах страны нужно развивать педагогические кафедры и факультеты. Необходимо усилить качество преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования.

Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологическому укладу. Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансирование в городских школах.

Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, нужно ее снизить.

Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создать сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры. Это поможет успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.

Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками. Разработана и внедряется новая методика изучения казахского языка для русскоязычных школ.

Если мы хотим, чтобы казахский язык жил в веках, нужно его осовременить, не утяжеляя избыточной терминологией. Однако за последние годы на казахский язык было переведено семь тысяч устоявшихся и общепринятых в мире терминов.

Такие «нововведения» иногда доходят до смешного. Например, «ғаламтор» («Интернет»), «қолтырауын» («крокодил»), «күй сандық» («фортепиано») и таких примеров полно. Необходимо пересмотреть подходы к обоснованности таких переводов и терминологически приблизить наш язык к международному уровню.

Переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса. Следует определить четкий график перехода на латинский алфавит до 2025 г. на всех уровнях образования. Знание русского языка остается важным.

С 2016 г. в обновленных программах русский язык преподается в казахских школах уже с 1-го класса. С 2019 г. будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах. В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире.

Тогда и возникнет настоящее гражданское общество. Человек любой этнической группы сможет выбрать любую работу вплоть до избрания Президентом страны. Казахстанцы станут единой нацией.

Содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением. Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному Интернету и оснащению видеооборудованием наших школ.

Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков. Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Государство дает молодому человеку первую профессию. Правительство должно выполнить эту задачу. В Интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям.

В высшем образовании нужно увеличить число выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными». При этом следует развивать вузовскую науку с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и ИТ-технологиях.

Требуется осуществить поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований. Вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.

Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок. Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов.

К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом. Необходимо законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы.

Требуется усилить переподготовку преподавателей, привлекать зарубежных менеджеров в вузы, открывать кампусы мировых университетов. Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры и идеологии. Смысл «Рухани жаңғыру» именно в этом.

Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.

Первоклассное здравоохранение и здоровая нация. С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти. Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.

Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни. Особое внимание следует уделить охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.

Следует переходить от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основными хроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения. Этот опыт давно есть в мире. Нужно смело и активно его внедрять.

Необходимо принять комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями, создать научный онкоцентр. Должны быть обеспечены высокоэффективные ранняя диагностика и лечение рака на основе передового международного опыта. Необходимо провести такую же работу, которую мы провели в кардиологии, борьбе с туберкулезом и родовспоможении.

Здравоохранение будет поэтапно переходить на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей. Необходимость ее внедрения не вызывает сомнений. Однако требуется более тщательно провести подготовительную работу, которая не была выполнена Минздравом и Минтрудсоцзащиты.

Нужно разработать новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства. Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также сооплату.

Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы.

Требуется приступить к внедрению в медицине технологий генетического анализа, искусственного интеллекта, которые на порядок повышают эффективность диагностики и лечения заболеваний.

Важным вопросом являются обеспеченность и качество подготовки медицинских кадров. Сегодня мы имеем уникальную Школу медицины Назарбаев Университета, при которой функционирует интегрированная университетская клиника. Этот опыт должен транслироваться на все медицинские вузы.

Для реализации этих и других мер следует разработать новую редакцию Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Качественная занятость и справедливая система социального обеспечения. Важно обеспечить эффективность рынка труда, создать условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.

Необходимо разработать современные стандарты по всем основным профессиям. В этих стандартах работодатели и бизнесмены четко закрепят, какие знания, навыки и компетенции должны быть у работников. Нужно, исходя из требований профстандартов, разработать новые или обновить действующие образовательные программы.

Резервом экономического роста являются самозанятые и безработные. Я не раз требовал разобраться по вопросу самозанятых. Министерство труда и социальной защиты населения проявило безответственность и поверхностность в этом деле.

Необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость – открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу.

Заслуживает поддержки работа НПП «Атамекен» по обучению бизнесу. Важно расширить охват этих категорий населения Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, усилив ее инструменты.

Процесс регистрации самозанятых нужно максимально упростить, создать условия, при которых будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством. Казахстанцы должны иметь возможность сравнительно быстро найти новую работу, в том числе и в других населенных пунктах страны.

Требуется полномасштабное внедрение единой электронной биржи труда, где должна консолидироваться вся информация о вакансиях и лицах, ищущих работу. Не выходя из дома человек сможет пройти тесты профориентации, узнать про учебные курсы, меры господдержки и найти интересную работу.

Трудовые книжки тоже следует перевести в электронный формат. Закон по электронной бирже труда необходимо принять до 1 апреля 2018 г.

Социальная политика будет осуществляться через вовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь.

Пенсионная система теперь полностью привязана к трудовому стажу. Кто больше работал, тот будет получать большую пенсию. В связи с этим всем казахстанцам нужно серьезно подойти к легализации своей трудовой деятельности.

В системе социального страхования также будет усилена взаимосвязь между трудовым стажем и размерами выплат. С 2018 г. мы перешли на новый порядок оказания адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Повышен порог ее оказания с 40 до 50% от прожиточного минимума.

Для трудоспособных малообеспеченных граждан денежная помощь будет доступна при условии их участия в мерах содействия занятости. Для нетрудоспособных граждан меры господдержки будут усилены.

Дорогие казахстанцы! Все свои социальные обязательства государство исполнит в полном объеме.

Хочу напомнить, в 2016–2017 гг. были трижды повышены пенсии и пособия. Базовая пенсия выросла в общей сложности на 29%, солидарная – на 32%, пособия на рождение ребенка – на 37%, а по инвалидности и потере кормильца – каждое на 43%.

Заработная плата работников здравоохранения увеличилась до 28%, образования – до 29%, социальной защиты – до 40%, госслужащих корпуса «Б» – на 30%, стипендии – на 25%.

Время кризисное. И не многие страны в мире смогли также повысить социальные расходы. Расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2018 году увеличены на 12% и превысили 4,1 трлн тенге.

Повышение социальных выплат, в том числе пенсий, увеличит доходы более 3 млн казахстанцев.

С 1 января 2018 г. солидарные пенсии выросли на 8%. Повышение пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, воспитывающим детей-инвалидов, составило до 16%. С 1 июля 2018 г. базовая пенсия увеличится в среднем в 1,8 раза в зависимости от трудового стажа.

Кроме того, поручаю с 1 июля 2018 г. дополнительно ввести госпособия для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства. Ежемесячно такие пособия в размере не ниже одного прожиточного минимума получат порядка 14 тысяч семей. На эти цели потребуется до 3 млрд тг в 2018 г.

Для повышения престижа профессии учителя поручаю с 1 января 2018 г. должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала, увеличить на 30%.

Обновленное содержание – это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию в Назарбаев Интеллектуальных школах. Они дают нашим детям необходимые функциональную грамотность и критическое мышление.

Кроме того, поручаю ввести в 2018 г. новую сетку категорий для учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями.

Категории необходимо присваивать через национальный квалификационный тест, как это делается во всем мире. Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию. В результате в зависимости от подтвержденной квалификации в целом заработная плата учителей вырастет от 30 до 50%. Для этого в текущем году необходимо дополнительно выделить 67 млрд тГ.
7. Человеческий капитал – основа модернизации
Новое качество образования. Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний.

В дошкольном образовании к 1 сентября 2019 г. необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения.

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 г. Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.

При университетах страны нужно развивать педагогические кафедры и факультеты. Необходимо усилить качество преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования.

Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологическому укладу. Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансирование в городских школах.

Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, нужно ее снизить.

Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создать сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры. Это поможет успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.

Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками. Разработана и внедряется новая методика изучения казахского языка для русскоязычных школ.

Если мы хотим, чтобы казахский язык жил в веках, нужно его осовременить, не утяжеляя избыточной терминологией. Однако за последние годы на казахский язык было переведено 7 тысяч устоявшихся и общепринятых в мире терминов.

Такие «нововведения» иногда доходят до смешного. Например, «ғаламтор» («Интернет»), «қолтырауын» («крокодил»), «күй сандық» («фортепиано») и таких примеров полно. Необходимо пересмотреть подходы к обоснованности таких переводов и терминологически приблизить наш язык к международному уровню.

Переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса. Следует определить четкий график перехода на латинский алфавит до 2025 г. на всех уровнях образования. Знание русского языка остается важным.

С 2016 г. в обновленных программах русский язык преподается в казахских школах уже с 1-го класса. С 2019 г. будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах. В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире.

Тогда и возникнет настоящее гражданское общество. Человек любой этнической группы сможет выбрать любую работу вплоть до избрания Президентом страны. Казахстанцы станут единой нацией.

Содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением. Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному Интернету и оснащению видеооборудованием наших школ.

Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков. Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Государство дает молодому человеку первую профессию. Правительство должно выполнить эту задачу. В Интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям.

В высшем образовании нужно увеличить число выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными». При этом следует развивать вузовскую науку с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и ИТ-технологиях.

Требуется осуществить поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований. Вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.

Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок. Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов.

К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом. Необходимо законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы.

Требуется усилить переподготовку преподавателей, привлекать зарубежных менеджеров в вузы, открывать кампусы мировых университетов. Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры и идеологии. Смысл «Рухани жаңғыру» именно в этом.

Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.

Первоклассное здравоохранение и здоровая нация. С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти. Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.

Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни. Особое внимание следует уделить охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.

Следует переходить от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основными хроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения. Этот опыт давно есть в мире. Нужно смело и активно его внедрять.

Необходимо принять комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями, создать научный онкоцентр. Должны быть обеспечены высокоэффективные ранняя диагностика и лечение рака на основе передового международного опыта. Необходимо провести такую же работу, которую мы провели в кардиологии, борьбе с туберкулезом и родовспоможении.

Здравоохранение будет поэтапно переходить на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей. Необходимость ее внедрения не вызывает сомнений. Однако требуется более тщательно провести подготовительную работу, которая не была выполнена Минздравом и Минтрудсоцзащиты.

Нужно разработать новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства. Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также сооплату.

Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы.

Требуется приступить к внедрению в медицине технологий генетического анализа, искусственного интеллекта, которые на порядок повышают эффективность диагностики и лечения заболеваний.

Важным вопросом являются обеспеченность и качество подготовки медицинских кадров. Сегодня мы имеем уникальную Школу медицины Назарбаев Университета, при которой функционирует интегрированная университетская клиника. Этот опыт должен транслироваться на все медицинские вузы.

Для реализации этих и других мер следует разработать новую редакцию Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Качественная занятость и справедливая система социального обеспечения. Важно обеспечить эффективность рынка труда, создать условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.

Необходимо разработать современные стандарты по всем основным профессиям. В этих стандартах работодатели и бизнесмены четко закрепят, какие знания, навыки и компетенции должны быть у работников. Нужно, исходя из требований профстандартов, разработать новые или обновить действующие образовательные программы.

Резервом экономического роста являются самозанятые и безработные. Я не раз требовал разобраться по вопросу самозанятых. Министерство труда и социальной защиты населения проявило безответственность и поверхностность в этом деле.

Необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость – открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу.

Заслуживает поддержки работа НПП «Атамекен» по обучению бизнесу. Важно расширить охват этих категорий населения Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, усилив ее инструменты.

Процесс регистрации самозанятых нужно максимально упростить, создать условия, при которых будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством. Казахстанцы должны иметь возможность сравнительно быстро найти новую работу, в том числе и в других населенных пунктах страны.

Требуется полномасштабное внедрение единой электронной биржи труда, где должна консолидироваться вся информация о вакансиях и лицах, ищущих работу. Не выходя из дома человек сможет пройти тесты профориентации, узнать про учебные курсы, меры господдержки и найти интересную работу.

Трудовые книжки тоже следует перевести в электронный формат. Закон по электронной бирже труда необходимо принять до 1 апреля 2018 г.

Социальная политика будет осуществляться через вовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь.

Пенсионная система теперь полностью привязана к трудовому стажу. Кто больше работал, тот будет получать большую пенсию. В связи с этим всем казахстанцам нужно серьезно подойти к легализации своей трудовой деятельности.

В системе социального страхования также будет усилена взаимосвязь между трудовым стажем и размерами выплат. С 2018 г. мы перешли на новый порядок оказания адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Повышен порог ее оказания с 40 до 50% от прожиточного минимума.

Для трудоспособных малообеспеченных граждан денежная помощь будет доступна при условии их участия в мерах содействия занятости. Для нетрудоспособных граждан меры господдержки будут усилены.

Дорогие казахстанцы! Все свои социальные обязательства государство исполнит в полном объеме.

Хочу напомнить, в 2016–2017 гг. были трижды повышены пенсии и пособия. Базовая пенсия выросла в общей сложности на 29%, солидарная – на 32%, пособия на рождение ребенка – на 37%, а по инвалидности и потере кормильца – каждое на 43%.

Заработная плата работников здравоохранения увеличилась до 28%, образования – до 29%, социальной защиты – до 40%, госслужащих корпуса «Б» – на 30%, стипендии – на 25%.

Время кризисное. И не многие страны в мире смогли также повысить социальные расходы. Расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2018 г. увеличены на 12% и превысили 4,1 трлн тг.

Повышение социальных выплат, в том числе пенсий, увеличит доходы более 3 миллионов казахстанцев.

С 1 января 2018 г. солидарные пенсии выросли на 8%. Повышение пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, воспитывающим детей-инвалидов, составило до 16%. С 1 июля 2018 г. базовая пенсия увеличится в среднем в 1,8 раза в зависимости от трудового стажа.

Кроме того, поручаю с 1 июля 2018 г. дополнительно ввести госпособия для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства. Ежемесячно такие пособия в размере не ниже одного прожиточного минимума получат порядка 14 тысяч семей. На эти цели потребуется до 3 млрд тг в 2018 г.

Для повышения престижа профессии учителя поручаю с 1 января 2018 г. должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала, увеличить на 30%.

Обновленное содержание – это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию в Назарбаев Интеллектуальных школах. Они дают нашим детям необходимые функциональную грамотность и критическое мышление.

Кроме того, поручаю ввести в 2018 г. новую сетку категорий для учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями.

Категории необходимо присваивать через национальный квалификационный тест, как это делается во всем мире. Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию. В результате в зависимости от подтвержденной квалификации в целом заработная плата учителей вырастет от 30 до 50%. Для этого в текущем году необходимо дополнительно выделить 67 млрд тГ.
Министерству образования и науки совместно с министерствами труда, национальной экономики, финансов, акимами поручено принять меры:

• по повышению с 1 января 2018 г. на 30% должностного оклада учителей, которые перешли на обновленное содержание;

• по введению в 2018 г. национального квалификационного теста для учителей, с определением новой сетки категорий по уровню квалификации;

• повышению от 30 до 50% заработной платы учителей, в зависимости от подтвержденной квалификации по новой системе.


Совместно с заинтересованными госорганами и акиматами министерству образования и науки необходимо:

• Внести предложения по совершенствованию программ раннего развития детей и их внедрению с 1 сентября 2019 г.

• Рассмотреть опыт стран СНГ и ОЭСР и внести предложения по снижению учебной нагрузки на учащихся в школах.

• Принять меры по развитию кафедр и факультетов в педагогических высших учебных заведениях.

• Усилить качество преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования.

• Продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов с размещением видеоуроков и видеолекций в интернете.

• Обеспечить школы современным техническим сопровождением с подключением к широкополосному интернету.

• Внедрить подушевое финансирование с привлечением частного капитала.

• Принять меры по созданию на базе дворцов школьников во всех регионах сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой.

• Обеспечить дальнейшую реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» и принять меры к обновлению программ с привлечением работодателей и учетом международных требований и развитием цифровых навыков.

• Пересмотреть программы вузов с акцентом на обучение новым информационным технологиям, а также принять меры по развитию вузовской науки, в том числе переходу прикладных научных исследований на английский язык.

• Активизировать совместные проекты с ведущими зарубежными вузами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.

• Ввести обязательное требование для прикладных научно-исследовательских разработок по привлечению софинансирования со стороны частного сектора.

• Проработать вопросы по поддержке молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов.

• Законодательно закрепить академическую свободу вузов с правом создавать образовательные программы.

• Принять меры по переподготовке преподавателей, привлечению зарубежных менеджеров в вузы, открытию кампусов мировых университетов.

Ответственный — министр образования и науки Ерлан Сагадиев
Премьер-Министр также дал поручения по вопросам перехода алфавита на латиницу.

«Глава государства уделил особое внимание вопросу терминологии на казахском языке. Нет необходимости переводить существующие международные термины и усложнять казахский язык. При переходе к латинской графике международные термины должны быть использованы удобными и рациональными для нашего языка способами», — сказал Бакытжан Сагинтаев.

В этой связи министерству культуры и спорта необходимо пересмотреть способы перевода мировых терминов с одобрением общества.

Ответственный — министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы
По блоку здравоохранения поручено проработать и внести на рассмотрение Правительства до конца мая текущего года проекты Госпрограммы развития здравоохранения и комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями.

Министерству здравоохранения разработать и внести в текущем году на рассмотрение Правительства новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, определив четкие границы обязательств государства, а также новую редакцию кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Министерствам здравоохранения и труда и социальной защиты населения с целью подготовки общества к внедрению ОСМС тщательно провести подготовительную работу.

«Ускорить внедрение электронных паспортов здоровья после пилотной эксплуатации, обеспечить онлайн доступ граждан к информации о состоянии своего здоровья и расширить возможность получения услуг здравоохранения посредством различных мобильных технологий. Для этого акиматам регионов в текущем году необходимо обеспечить все медицинские организации информационными системами на 100%», — отметил Бакытжан Сагинтаев.

Назарбаев Университету совместно с министерствами здравоохранения и финансов нужно завершить в текущем году все организационные вопросы по строительству научного онкологического центра.

Ответственный — министр здравоохранения Елжан Биртанов
По социальному блоку министерству труда совместно с министерством образования и науки, госорганами поручено проанализировать работу по разработке современных профессиональных стандартов и в месячный срок внести предложения в Правительство по разработке либо обновлению профстандартов.

«На следующем заседании Правительства доложите о ходе формализации самозанятых граждан, а также доложите по внедрению с текущего года нового формата оказания адресной социальной помощи», — сказал Премьер-Министр.

Министерству труда также необходимо форсировать прохождение в Парламенте законопроекта, предусматривающего нормы по внедрению единой электронной биржи. До 1 апреля 2018 г. законопроект должен быть принят.

«С 1 июля изменяется система назначения базовой пенсии. Все органы соцзащиты должны оказывать максимальное содействие нашим гражданам в легализации своей трудовой деятельности», — отметил Бакытжан Сагинтаев.

В этой связи министерствам труда, финансов, нацэкономики и юстиции поручено проработать вопросы законодательного закрепления норм по своевременному введению госпособия для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства. Также необходимо проработать вопросы в системе социального страхования по усилению взаимосвязи между трудовым стажем и размерами выплат.

Ответственный — министр труда и соцразвития Тамара Дуйсенова
8. Эффективное государственное управление
Нужно продолжить работу по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании. В связи с этим важно ускорить принятие закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса.

Необходимо обеспечить цифровизацию процессов получения бизнесом господдержки с ее оказанием по принципу «одного окна». Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу «одного заявления».

Также следует продолжить работу по повышению качества услуг субъектов естественных монополий. Важно устанавливать обоснованные тарифы им и энергопроизводителям с учетом инвестиционных программ.

Требуются решительные действия по улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне. Правительство должно подготовить новый пакет системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени.

Следует ускорить реализацию плана приватизации, расширив его за счет сокращения числа подведомственных организаций госорганов. Те подведомственные организации, которые реально необходимы, следует по возможности консолидировать для снижения административных расходов. Высвобожденные средства нужно направить на внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы.

Она сократит диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра, а также будет учитывать характер работы и ее эффективность.

Поручаю Правительству совместно с Агентством по делам госслужбы реализовать в 2018 г. пилотные проекты в центральных и местных госорганах по внедрению этой системы. Необходимо более полно раскрыть потенциал эффективности государственной службы в регионах через повышение их экономической самостоятельности и ответственности.

В целом фокус региональной политики следует перенести с выравнивания расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов. В частности, одним из перспективных источников для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире.

Правительству в свою очередь надо принять комплекс мер, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отрасли туризма.

В рамках фискальной децентрализации необходимо решить вопрос передачи в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.

С 1 января 2018 г. в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления.

С 2020 г. эти нормы будут действовать во всех населенных пунктах. В бюджет села передано 7 видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов. Это позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения.

Кроме того, государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования. Внедряя новые технологии, государству и компаниям следует обеспечивать надежную защиту своих информационных систем и устройств.

Сегодня понятие кибербезопасности включает в себя защиту не просто информации, но и доступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами.

Эти и иные меры должны найти отражение в Стратегии национальной безопасности Казахстана.
8. Эффективное госуправление
Нужно продолжить работу по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании. В связи с этим важно ускорить принятие закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса.

Необходимо обеспечить цифровизацию процессов получения бизнесом господдержки с ее оказанием по принципу «одного окна».

Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу «одного заявления».

Также следует продолжить работу по повышению качества услуг субъектов естественных монополий. Важно устанавливать обоснованные тарифы им и энергопроизводителям с учетом инвестиционных программ.

Требуются решительные действия по улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне. Правительство должно подготовить новый пакет системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени.

Следует ускорить реализацию плана приватизации, расширив его за счет сокращения числа подведомственных организаций госорганов. Те подведомственные организации, которые реально необходимы, следует по возможности консолидировать для снижения административных расходов. Высвобожденные средства нужно направить на внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы.

Она сократит диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра, а также будет учитывать характер работы и ее эффективность.

Поручаю Правительству совместно с агентством по делам госслужбы реализовать в 2018 г. пилотные проекты в центральных и местных госорганах по внедрению этой системы. Необходимо более полно раскрыть потенциал эффективности государственной службы в регионах через повышение их экономической самостоятельности и ответственности.

В целом фокус региональной политики следует перенести с выравнивания расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов. В частности, одним из перспективных источников для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире.

Правительству в свою очередь надо принять комплекс мер, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отрасли туризма.

В рамках фискальной децентрализации необходимо решить вопрос передачи в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.

С 1 января 2018 г. в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2000 человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления.

С 2020 года эти нормы будут действовать во всех населенных пунктах. В бюджет села передано 7 видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов. Это позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения.

Кроме того, государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования. Внедряя новые технологии, государству и компаниям следует обеспечивать надежную защиту своих информационных систем и устройств.

Сегодня понятие кибербезопасности включает в себя защиту не просто информации, но и доступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами.

Эти и иные меры должны найти отражение в Стратегии национальной безопасности Казахстана.
Премьер-Министр отметил, что «развитие предпринимательства является одним из главных приоритетов работы Правительства». Министерству национальной экономики даны следующие поручения:

• Принять меры по скорейшему прохождению процедур в Парламенте законопроекта, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса, в том числе на снижение издержек для предпринимателей.

• Принять необходимые меры по разработке очередного законопроекта по улучшению бизнес-климата, поддержке бизнеса и вывода его из тени.

• Продолжить работу по повышению качества услуг субъектов естественных монополий, обеспечить интересы потребителей с установлением для субъектов естественных монополий и энергопроизводителей обоснованных тарифов с учетом их инвестиционных программ.

Министерствам национальной экономики, финансов совместно с заинтересованными госорганами, нацхолдингами и акиматами регионов обеспечить реализацию плана приватизации, расширив его за счет сокращения числа подведомственных организаций госорганов, с учетом принципов Yellow Pages.

По оставшимся подведомственным организациям для снижения административных расходов провести работу по их консолидации.

Ответственный — министр национальной экономики Тимур Сулейменов
Министерству информации и коммуникаций совместно с министерством национальной экономики необходимо принять меры по оптимизации бизнес-процессов и обеспечить их автоматизацию до конца текущего года, а также совместно с государственными органами активизировать работу по интеграции информационных систем для перехода на оказание востребованных госуслуг по принципу одного заявления, что позволит избежать многократного обращения граждан.

Кроме этого, Премьер-Министр обратил внимание членов Правительства на соблюдение принципов информбезопасности и установление эффективной обратной связи с населением для оперативного решения возникающих вопросов.

Ответственный — министр информации и коммуникаций Даурен Абаев
В целях улучшения бизнес-климата в регионах акиматам поручено усилить работу по достижению установленных индикаторов в своих детальных планах по развитию предпринимательства.

Министерству юстиции, акиматам Астаны и Мангистауской области совместно с агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции поручено обеспечить реализацию новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы.

Ответственный — заместитель Премьер-Министра Ерболат Досаев
Отдельное внимание было уделено вопросам развития сферы туризма.

«В целях развития въездного и внутреннего туризма министерству культуры и спорта совместно с заинтересованными госорганами и акимами областей в месячный срок в установленном порядке обеспечить принятие Плана мероприятий по реализации Концепции развития туристской отрасли до 2023 года», — поручил Бакытжан Сагинтаев.

Ответственный — министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы
С целью повышения финансовой самостоятельности городов районного значения, сел и сельских округов с численностью населения свыше 2000 человек министерству национальной экономики совместно с министерством финансов и акимами областей поручено обеспечить полномасштабную реализацию внедрения четвёртого уровня бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления, а с 1 января 2020 г. — для остальных сёл с населением менее 2000 человек.

Ответственный — министр национальной экономики Тимур Сулейменов
Для обеспечения надежной защиты своих информационных систем и устройств при внедрении новых технологий министерству оборонной и аэрокосмической промышленности совместно с заинтересованными госорганами необходимо продолжить работу в этом направлении.

Ответственный — министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов
9. Борьба с коррупцией и верховенство закона
Будет продолжена превентивная борьба с коррупцией.

Проводится большая работа. Только за три последних года осуждено за коррупцию более 2,5 тысячи лиц, включая топ-чиновников и руководителей госкомпаний. За этот период возмещено порядка 17 млрд тг нанесенного ими ущерба.

Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом. В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.

Осуществляются институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем. В законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности. Расширены права адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии. Разграничены полномочия и зоны ответственности правоохранительных органов.

Работу по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности необходимо продолжить.

В сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности нужно активно внедрять интеллектуальные системы видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением.
9. Борьба с коррупцией и верховенство закона
Будет продолжена превентивная борьба с коррупцией.

Проводится большая работа. Только за три последних года осуждено за коррупцию более 2,5 тысячи лиц, включая топ-чиновников и руководителей госкомпаний. За этот период возмещено порядка 17 млрд тг нанесенного ими ущерба.

Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом. В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.

Осуществляются институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем. В законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности. Расширены права адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии. Разграничены полномочия и зоны ответственности правоохранительных органов.

Работу по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности необходимо продолжить.

В сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности нужно активно внедрять интеллектуальные системы видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением.
«По направлению "борьба с коррупцией и верховенство закона" всем госорганам необходимо продолжить работу по противодействию коррупции.

Министерству информации и коммуникаций доработать имеющиеся информационные системы в целях обеспечения доступа граждан к процессу рассмотрения их обращений», — отметил Бакытжан Сагинтаев.

Ответственный — министр информации и коммуникаций Даурен Абаев
Министерству внутренних дел также необходимо продолжить работу по гуманизации правоохранительной деятельности.

«Министерству внутренних дел совместно с заинтересованными госорганами принять дополнительные меры по повсеместному внедрению интеллектуальных систем видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением», — сказал Премьер-Министр.

Ответственный — министр внутренних дел Калмуханбет Касымов
Министерству юстиции по согласованию с Генеральной прокуратурой и Верховным судом необходимо внести соответствующие предложения по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права.

Ответственный — министр юстиции Марат Бекетаев
10. «Умные города» для «умной нации»
2018 год – год 20-летнего юбилея нашей столицы – Астаны. Ее становление и вхождение в число важнейших центров развития Евразии – предмет нашей общей гордости.

Современные технологии дают эффективные решения проблем быстрорастущего мегаполиса. Нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити» и развития компетенций людей, переселяющихся в город.

В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов. Они выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать. Поэтому на основе опыта Астаны необходимо сформировать «эталонный» стандарт «Смарт Сити» и начать распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана.

«Умные города» станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны.
10. «Умные города» для «умной нации»
2018 год – год 20-летнего юбилея нашей столицы – Астаны. Ее становление и вхождение в число важнейших центров развития Евразии – предмет нашей общей гордости.

Современные технологии дают эффективные решения проблем быстрорастущего мегаполиса. Нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити» и развития компетенций людей, переселяющихся в город.

В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов. Они выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать. Поэтому на основе опыта Астаны необходимо сформировать «эталонный» стандарт «Смарт Сити» и начать распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана.

«Умные города» станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны.
«Всем акиматам продолжить работу по комплексному внедрению технологий "Смарт Сити" на основе типовой концепции и развития компетенций людей, переселяющихся в город», — отметил Бакытжан Сагинтаев.

Министерству информации и коммуникаций поручено координировать работу местных исполнительных органов в данном направлении и оказывать всестороннюю консультационную помощь по всем поднимаемым вопросам в рамках реализации проектов «Смарт Сити».

Ответственный — министр информации и коммуникаций Даурен Абаев
В завершение Премьер-Министр поручил министерству национальной экономики в установленном законодательством порядке внести в срок до 12:00 13.01.2017 в Правительство согласованный проект постановления «О проекте Указа Президента РК «Об утверждении Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

Ответственный — министр национальной экономики Тимур Сулейменов
«Ход исполнения поручений Главы государства мы будем заслушивать в Правительстве на регулярной основе», — резюмировал Бакытжан Сагинтаев.
«Ход исполнения поручений Главы государства мы будем заслушивать в Правительстве на регулярной основе», — резюмировал Бакытжан Сагинтаев.