Премьер-Министр Казахстана

Скачать приложение для Android

Развитие Астаны: модернизация социальной инфраструктуры и новые проекты в Год молодежи

16 февраля 2019, 13:28
Астана
Фото: primeminister.kz

Глава государства в Послании народу «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» основной упор сделал на новой социальной политике и важности реализации ключевых программ, направленных на повышение благосостояния граждан. О том, каковы ключевые показатели развития Астаны, которая в 2018 году отметила свое 20-летие, читайте в материале РrimeМinister.kz.

По данным акимата г. Астаны, благодаря реализации государственных программ по индустриализации, строительству, поддержке малого и среднего бизнеса, в 2018 г. достигнуты намеченные показатели развития.

 

Главные достижения столицы за 20 лет

 

Истекший год был для столицы юбилейным. Астана преодолела 20-летний путь становления в качестве столицы Казахстана. Как отмечают в акимате столицы, за этот период территория города увеличилась в 3 раза, объем построенного жилья — в 19 раз, население выросло более чем в 4 раза. Если 20 лет назад средняя заработная плата не достигала и 10 тыс. тг, то сейчас она превышает 230 тыс. тг. Уровень безработицы с 1998 года сократился с 12,8% до 4,5%.

В результате масштабной программы строительства социальной инфраструктуры за 20 лет построено более 20 республиканских и городских объектов здравоохранения, свыше 300 детских садов и школ.

Общий жилой фонд Астаны за 20 лет увеличился более чем в 4 раза и превысил 20 млн м2, в том числе за счет коммерческих застройщиков, что позволило Астане стать лидером по уровню обеспеченности качественным жильем. В 2018 году введено в эксплуатацию почти четверть странового объема — 2,4 млн м2 жилья.
 

Основные направления развития столицы как глобального города

 

Вопросы развития столицы находятся на постоянном контроле Главы государства. Новые цели и задачи, озвученные Президентом страны, требуют корректировки долгосрочного развития города. Поэтому акимат приступил к разработке Стратегии развития Астаны до 2050 года.

Одним из главных глобальных вызовов на сегодня стала стремительная урбанизация. В настоящее время города становятся ключевой платформой глобальных и локальных структурных трансформаций. По прогнозу ООН к 2050 году в городах будет проживать более 70% человечества, сейчас этот показатель достиг 54%.

Астана — город-миллионник с большим демографическим потенциалом. К 2030 году ожидается увеличение численности населения до 2 млн человек, а к 2050 году — более 3 млн человек.

Глава государства поставил задачу — преобразовать Астану в глобальный город, который станет основным центром притяжения креативных людей, талантов, молодежи, а также туристов и иностранных инвесторов. Безусловно, для этого необходимо использовать современные урбанистические решения, новые подходы к градостроительству, ориентированные на полицентричность.

В этой связи, развитие столицы как глобального города планируется по нескольким основным направлениям.

Первое — человеческое развитие. Главный капитал города — это его жители. Для привлечения и удержания талантов нужно сделать городскую среду более привлекательной и комфортной для проживания. В первую очередь, это доступное качественное жилье, безопасный общественный транспорт, высокое качество здравоохранения и образования, общественная безопасность.

Второе — креативная экономика города. Как не раз было отмечено Главой государства, большое внимание будет уделено именно превращению Астаны в умный и доброжелательный город, трансформировав в привлекательную туристическую дестинацию.

Это — и формирование атмосферы гостеприимства, и улучшение городского сервиса для населения и туристов. Астана должна стать хабом глобальных торговых потоков, самым крупным потребительским рынком и ключевым транспортно-логистическим узлом страны. Соответственно это дополнительные налоги в казну города.

Третье — городское планирование. Это подразумевает переход на новый формат стратегического городского планирования. Для этого разрабатывается Мастер план развития Астаны до 2035 года. Новый формат планирования даст инвесторам четкое видение приоритетных направлений развития столицы и планируемой застройки в долгосрочной перспективе, что повысит инвестиционную привлекательность города.

Работа Международного финансового центра Астаны дает возможность развить в городе новые современные технологии, создавать наиболее благоприятные условия для реализации FinTech проектов, а также развить деловой туризм.

При этом Стратегия города не будет просто «сухим» бюрократическим планом, а станет «общественным» документом, разработанным с учетом мнения широкого круга заинтересованных лиц — горожан, предпринимателей, экспертов, в том числе международных.

Будут проведены публичные слушания, где каждый, кому не безразлична судьба родного города, сможет высказать свои предложения по дальнейшему развитию столицы. После всех обсуждений акимат планирует презентовать новую Стратегию жителям и гостям города.
 

Город предпринимателей: каждый третий занят в сфере МСБ

 

Астана играет особую роль в экономическом потенциале страны. Здесь производится свыше 11% валового внутреннего продукта республики, формируется 10% инвестиций в основной капитал страны.

Более половины экономики города на сегодня уже формируется малым и средним бизнесом. Его доля составила 58,5%. По итогам 2018 года в столице зарегистрировано более 8 тысяч субъектов предпринимательства. Их работа увеличила выпуск продукции более чем на 21,9%, что составляет 3,5 трлн тг.

За последние восемь лет их количество увеличилось почти в пять раз. Каждый третий астанчанин занят в сфере предпринимательства. Более половины налоговых поступлений в бюджет — это налоги малого и среднего бизнеса. Астана уже превратилась из города госслужащих и нацкомпаний в город предпринимателей.

На 1 января 2019 года количество действующих субъектов предпринимательства в сравнении с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 28,2%, что составляет порядка 125 тыс. человек.

Во многом создавать конкурентную бизнес-среду помогают горожанам инструменты господдержки. С 2010 года реализуется Программа «Дорожная карта бизнеса-2020», в рамках которой одобрено 1 060 проектов на сумму 177,7 млрд тг. По микрокредитованию субъектов малого предпринимательства в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 гг. «Енбек» профинансировано 64 проектов, на общую сумму 738,2 млн тг.

Для повышения доступности кредитных ресурсов совместно с АО «ФРП «Даму» с 2015 года реализуются 5 местных программ: «Астана Бизнес», «Astana ZhasStart», «Astana StartUp», «Astana Service», «Astana Retail». С начала реализации  поддержано 167 проектов на сумму 7,5 млрд тг. Социально-экономическим эффектом реализации Программ является то, что к настоящему моменту сохранено свыше 9 тыс. имеющихся и создано свыше 6 300 новых рабочих мест, налоговые отчисления в бюджет составили 25 млрд тг.

В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в 2018 году было трудоустроено более 11 тыс. человек. Активными мерами согласно Комплексному плану содействия занятости было охвачено более 29 тыс. человек, что на 18% больше плана.

Всего за 2018 год привлечено более 1 трлн тг инвестиций. В их структуре наблюдаются положительные изменения. Если раньше почти больше половины привлеченных инвестиций в город шла из госбюджета, сейчас же доля бюджетных инвестиций сократилась до десятой части.

Сегодня 90% инвестиций города формируют частные инициативы, при этом главным инвестором города является малый бизнес.

Примечателен и тот факт, что Астана стала более привлекательной для иностранного капитала. В прошлом году четверть общего объема инвестиций пришла из-за рубежа.

В 2018 году большая работа проделана в рамках формирования трехлетнего бюджета на принципах программно-целевого бюджетирования, то есть основные направления бюджетных расходов увязаны с общей стратегией развития города.

В рамках нового бюджетного цикла предусмотрен механизм предварительного планирования госзакупок, т. е. основная часть конкурсов должна быть уже объявлена.

По данным акимата Астаны, в 2018 году был достигнут рекордный уровень самодостаточности бюджета. Доля собственных доходов в общем объеме затрат достигла 63% против 51% в 2017 году.

Благодаря активной поддержке предпринимательства в 2018 году произошел рост в сфере розничной торговли на 5% до 1 171,9 млрд тг.

На сегодняшний день на территории города Астаны функционируют:

  • 25 торговых рынков: из них 8 специализированных, 15 универсальных, 1 коммунальный, 1 оптовый;

  • 9 торгово-развлекательных центров;

  • 14 торговых сетей;

  • 280 ресторанов с количеством более 24 950 тысяч посадочных мест, что на 4300 мест больше, чем за аналогичный период 2016 года (2016 год — 233 ресторана на 20 650 посадочных мест), места увеличены за счет открытия новых 47 ресторанов;

  • 34 автосалона, из них 11 это официальные дилеры мировых брэндов таких как: Mercedes-benz, BMW, Toyota.

В целях развития уличной торговли в современном формате, а также приведения внешнего вида к архитектурному облику столицы реализуется программа «1000 мест - уличная торговля».

К уличной торговле относятся следующие виды: закусочные на колесах, кофейни, булочные, мороженое, овощи-фрукты, газеты, цветочные киоски, сувенирные лавки и др.

В 2018 году по результатам проведенных конкурсов АО НК «СПК «Astana» заключены предварительные договора субаренды с предпринимателями по 563 земельным участкам (202 под овощи и фрукты; 61 под продукты питания; 185 фаст-фуд; 50 цветы; 26 технический сервис; 4 бытовые услуги; 9 газеты; 3 сувениры; 22 детский досуг; 1 оказание финансовых услуг). Сумма частных инвестиции составило порядка 1,1 млрд тг. Создано более 1 500 рабочих мест.

 

Продуктивная занятость: благодаря мерам господдержки трудоустроены свыше 11 тыс. человек

 

Столица занимает лидирующую позицию с самым низким уровнем безработицы: данный показатель ниже республиканского на 0,3% пункта.

В 2018 году охвачены мерами по содействию в трудоустройстве 1 888 человек, в том числе: трудоустроено 11 155 (на постоянную работу – 7571 на временную работу -  635, общественные работы – 1930, молодежная практика – 836 и социальные рабочие места – 183). На краткосрочное профобучение направлены 733 человека.

В рамках реализации новых объектов, а также за счет развития действующих предприятий и частных инициатив в 2018 году создано 19 987 постоянных рабочих мест.

Количество человек, не имеющих социального статуса, по городу Астана на 1 января 2018 года составило 129 163 человека. По состоянию на 4 января т. г. выявлены социальные статусы 73015 граждан (56,5%).

Социальной поддержкой в 2018 году охвачено более 120 тысяч человек, в том числе свыше 80 тысяч пенсионеры по возрасту, из них 89 — ветераны ВОВ, 24 148 — лица с ограниченными возможностями, 4 644 — дети с ограниченными возможностями, 9 177 — многодетные семьи, 4 533 — многодетные матери, награжденные подвесками Алтын алқа, Күміс алқа, 3 876 — малообеспеченные граждане.

По состоянию на 1 января 2019 года адресная социальная помощь назначена 924 семьям (4 601 человек).

 

Развитие туризма: определены три приоритетных направления

 

Астана уже зарекомендовала себя как центр деловых или MICE мероприятий на евразийском пространстве, в частности получив в недавнем времени награды от ведущего мирового издания в сфере бизнес путешествий «BusinessTraveller» как «Лучший город делового и событийного туризма России стран СНГ» и как «Лучшая дестинация года для делового туризма»

Разработана Стратегия развития туризма города Астаны до 2020 года, в которой определены три приоритетных направления развития туризма города Астаны: MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions), городской и медицинский туризм. В текущем году проведено порядка 40 крупных деловых международных мероприятий. Данные мероприятия позволили увеличить  количество туристов в III квартале 2018 года до 557,1 тыс. человек, в том числе количество нерезидентов — 140,7 тыс. человек, резидентов — 416,4 тыс. человек.

В текущем году в городе планируется проведение крупных международных мероприятий, направленных на позиционирование Астаны в качестве центра делового туризма и инноваций, такие как VIII Всемирный саммит UNWTO по городскому туризму, первого в Центральной Азии форума авиамаршрутов «Routes Silk Road», который объединит на своей площадке крупнейшие аэропорты и авиакомпании планеты, костюмированный фестиваль «Comic Con».

Одним же из ключевых событий стало открытие на территории Международного финансового центра «Астана», городской инновационной площадки, которая реализуется совместно с Международным бизнес-акселератором «Seedstars», базирующимся в г. Женева. Это будет первый в СНГ коворкинг-центр, управляемый «Seedstars», в сеть которого входят более 70 тысяч стартаперов, предпринимателей и инвесторов.

 

Промышленность: создаются новые высокотехнологичные предприятия

 

По итогам 2018 года объем промышленной продукции составил 601,7 млрд тг, что в сравнении с 2017 годом больше на 6,7%. В обрабатывающей промышленности объем произведенной продукции составил 505,1 млрд тг, с ростом на 8,8% к показателю 2017 года.

В столице ежегодно создаются новые высокотехнологичные экспортоориентированные предприятия. В целях импортозамещения в 2018 году на территории Индустриального парка № 1 СЭЗ «Астана – новый город» введено в эксплуатацию 7 инвестиционных проектов на общую сумму 10,5 млрд тг, планируется создание порядка 730 новых рабочих мест. На сегодняшний день на территории Индустриального парка №1 реализуются 70 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 290 млрд тг, из них введено в эксплуатацию 50 производств, остальные 20 объектов на разных стадиях реализации (ведутся строительные работы, на стадии проектирования и оформления разрешительных документов).

Объем освоенных инвестиций по Индустриальному парку №1 составил 161,8 млрд тг. Действующими предприятиями парка с 2010 года выпущено продукции и оказано услуг более 1 трлн тг. Экспорт продукции составил 21,3 млрд тг. На предприятиях создано 4 500 рабочих места. Объем налоговых поступлений от деятельности предприятий составил 68,8 млрд тг.

В 2019 году запланирован запуск четырех индустриальных проектов на сумму 27,6 млрд тг с созданием более 500 новых рабочих мест. Начнется строительство двух проектов на сумму 7 млрд тг.
 

Комфортное проживание: активно реализуются программы «Нұрлы жер» и «7-20-25»

 

В целях повышения качества городской среды в прошлом году был принят Комплексный план по компактной застройке города Астаны на 2019–2023 годы. Это — план действий на среднесрочный период, который охватывает ключевые направления жизнедеятельности. Так, изменения коснутся сферы транспортной инфраструктуры, образования, здравоохранения, ЖКХ, газификации и ливневой канализации.

В сфере транспортной инфраструктуры с учетом ежегодного роста уровня автомобилизации на 8-9%, до 2023 года планируется построить 121 км дорог, 2 транспортные развязки, 3 моста, 1 путепровод, 1 тоннель, а также первую очередь легкорельсового транспорта (LRT).

В сфере образования до 2023 года за счет прибывающих в столицу прирост контингента детей школьного возраста составит 124 тыс. новых ученических мест. Для устранения дефицита будет построено 37 школ и 10 пристроек. Кроме того, для обеспечения 100% охвата детей дошкольным образованием планируется построить 25 новых детских садов. В сфере здравоохранения планируется построить 15 объектов. В целях обеспечения качественными услугами ЖКХ для населения будет построено 150 км сетей водоснабжения и 81 км сетей водоотведения.

Реконструкция ТЭЦ-2 обеспечит дополнительно 2~2,5 млн м2 жилой и коммерческой площадей централизованным теплоснабжением. Строительство первой очереди ТЭЦ-3 обеспечит теплоснабжением западную и левобережную части города, вторая очередь ТЭЦ-3 мощностью 418 Гкал/час планируется реализовать через механизм ГЧП. Также планируется строительство трех подстанций 110 кВ и реконструкция воздушных линий 110 кВ. Это позволит обеспечить электроснабжением ЛРТ, Аллеи Мынжылдык, пос. Железнодорожный, снизить нагрузку в юго-западной части города.

По газификации на первом этапе к 2020 году планируется перевести на газ водогрейные котлы ТЭЦ, а также малые частные котельные и жилые массивы. Это снизит выбросы вредных веществ на 30%.

Комплексным планом решается и проблема ливневой канализации. В 2019 году будут продолжены работы по обеспечению беспрепятственного отвода поверхностных стоков. Общая площадь водосбора за 5 лет вырастет с 13 тыс. га до 23 тыс.га, что составит 66,2% от площади освоения до 2030 года.

В целом на реализацию Комплексного плана предварительно предусмотрено 1,5 трлн тг. Это внесет положительный эффект в развитие экономики как города, так и страны в целом. За 5 лет в бюджет поступит 7 трлн тг, а также планируется привлечь 6 трлн частных инвестиций. Это позволит создать 300 тыс. новых рабочих мест и привлечь 3 млн туристов.

Стоит отметить, что в сфере жилищного строительства Астана как и в прошлом году является лидером среди регионов по вводу жилья. С начала года на жилищное строительство направлено 285 млрд тг инвестиций, что позволило ввести в эксплуатацию около 2,4 млн м2 жилья (21% от республиканского объема), из которых 2,3 млн м2 приходится на многоквартирные дома, что составляет 40% от республиканского объема.

Кроме того, в текущем году Астана активно подключилась к реализации программы «7-20-25», которая направлена на создание условий для приобретения жилья и одновременно дает системные решения по восстановлению рынка ипотечного кредитования.

На сегодняшний день по Астане банками второго уровня одобрено кредитов на общую сумму 22,2 млрд тг, что обеспечит квартирами 1 533 семей.

Кроме того, для дополнительного стимулирования, введены новые инструменты, направленные на оказание помощи гражданам при получении собственного жилья. Разработана программа, в рамках которой предусмотрено оказание социальной помощи в размере 1 млн тг для приобретения жилья работникам образования, здравоохранения и для работников полиции, финансируемые за счет средств местного бюджета. Так, в 2018 году выделены первые 100 сертификатов, в 2019 году планируется выделить еще 2 000 сертификатов.

Продолжена работа по реализации государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер». Было предусмотрено в рамках программы 14,2 млрд тг, которые исполнены в полном объеме.

В отчетном периоде завершено строительство четырех МЖК с общей площадью 62,2 тыс. м2 на 635 квартир.

Вместе с тем, в строительстве одним из проблемных вопросов остаются недостроенные объекты или так называемые «долгострои». В городе таких объектов сейчас 29. Для решения проблем дольщиков разработана Дорожная карта по завершению строительства всех проблемных объектов до конца 2022 года. Она строится на четких экономических расчетах и в скором времени данная проблема будет решена.

По всей стране, в том числе и в столице была проведена большая работа по снижению тарифов на коммунальные услуги. Как результат — с 1 января текущего года снижены тарифы для горожан на электроэнергию на 13%, теплоснабжение — на 9%, водоснабжение и водоотведение — на 10%, вывоз твердо бытовых отходов, лифтовые услуги и услуги КСК — на 5%. В среднем тарифы на коммунальные услуги снижены на 10%.

В департаменте Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по городу Астане сообщили, что в каждой квитанции за январь появилась дополнительная информация по изменению тарифов.

По электроснабжению (без НДС):

  • Тариф для физических лиц: с 2018 года действующий – 11,4 тенге за кВтч; с 1 января 2019 года – 10,33 тенге за кВтч; снижение – 9,3 %.

  • Тариф для юридических лиц: с 2018 года действующий – 16,01 тенге/кВтч; с 1 января 2019 года – 14,54 тенге за кВтч; снижение – 9,18 %.

По теплоснабжению (без НДС):

  • Тариф для физических лиц: с 2018 года действующий – 2 304,82 тенге за Гкал; с 1 января 2019 года – 2 074,81 тенге за Гкал; снижение – 9,98%.  

  • Тариф для юридических лиц: с 2018 года действующий – 3 556,39 тенге за Гкал; с 1 января 2019 года – 3 556,39 тенге за Гкал; Снижение – 0%.

По водоснабжению (без НДС): Тариф для физических лиц: с 2018 года действующий – 41,26 тенге за куб. м; с 1 января 2019 года – 37,13 тенге за куб. м; снижение – 10%.

По водоотведению (без НДС): Тариф для физических лиц: с 2018 года действующий – 34,81 тенге за куб. м; с 1 января 2019 года – 31,4 тенге за куб. м; снижение – 10 %.

По вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) :

  • Для благоустроенного сектора: с 2012 года действующий – 259,2 тенге с человека; с 1 января 2019 года – 246,2 тенге с человека; снижение – 5%.

  • Для частного сектора: с 2012 года действующий – 276 тенге с человека; с 1 января 2019 года – 262,2 тенге с человека; снижение – 5%.

Полная информация для потребителей размещена на официальном сайте акимата Астаны, интернет-ресурсах ТОО «Астана Энеросбыт», ТОО «Астана ЕРЦ», на страницах указанных организаций в социальных сетях.

 

Социальная инфраструктура: развитие транспортной системы

 

В Послании Президента в центре внимания — укрепление человеческого капитала. Поэтому в 2019 году основным ориентиром работы акимат Астаны определил развитие жизненно-важных сфер развития города.

Здравоохранение и образование будут финансироваться в приоритетном порядке. Так, на развитие инвестиционных проектов сферы образования и здравоохранения в 2019 год предусмотрено 23,2 млрд тг.

Сейчас в Астане 48,5 тыс. детей в дошкольных учреждениях и 146 тыс. детей школьного возраста. С учетом ежегодного роста их количества в текущем году планируется завершение строительства 7 школ и 5 пристроек. Продолжится строительство еще двух школ, трех пристроек, одной профтехшколы, а также одного детского сада для детей с нарушением зрения.

Для подведения подъездных путей к объектам социальной сферы и на проведение среднего ремонта более 8 км дорог, в том числе и на окраинах города предусмотрено 5 млрд тг. В целом на развитие транспортной инфраструктуры предусмотрено более 24 млрд тг, которые будут направлены на продолжение работ по строительству Малой кольцевой дороги, строительство и реконструкцию дорог и инженерных сетей в жилых массивах, улицы №27 на участке от ул. Ш. Бейсековой до пр. Туран.

Активно используются сервисные контракты для разгрузки местного бюджета, перейдя от капитальных затрат к операционным, которые должны повысить качество выполнения услуг и обеспечить экономию бюджета. Для этого сформирован Перечень из 37 проектов ГЧП, включающий такие виды контрактов как организация питания, оказание услуг по транспортировке, передача сопутствующих услуг в сфере здравоохранения: открытие семейно врачебных амбулаторий, сервисное обслуживание по оснащению мебельного фонда госучреждений и др.

В целях повышения уровня удовлетворенности жителей города коммунальными услугами, а также улучшения социально-экономического развития столицы в целом за счет создания условий по подключению новых потребителей к системе централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и обеспечение парковыми местами для проведения досуга проводится работа по модернизации и развитию объектов энергетического и коммунального комплекса города Астаны.

В рамках развития системы ливневой канализации города Астаны, в целях недопущения подтопления улиц, дорог, домов, дворов и тротуаров планомерно и поэтапно продолжается реализация плана мероприятий по строительству линейных объектов и сооружений ливневой канализации.

На сегодняшний день система ливневой канализации города Астаны состоит из 13 очистных сооружений и 3 прудов-накопителей, 380 км магистральных коллекторов ливневой, дренажной и лотково-арычной сети канализации обеспечивают отвод поверхностных стоков с территории площадью 12,93 тыс. га.

В 2018 году осуществлен запуск двух очистных сооружений (район Логистического центра и в районе транспортной развязки М-2), проведена реконструкция семи насосных станций ливневой канализации (в районе ТД Мечта, по ул. Ш. Кудайбердыулы, по пр. Абылай хана, в районе пересечения улиц Сыганак и Сауран, в районе подземного перехода по пр. Республики, в районе ЖК Французский квартал, в районе стадиона Астана-Арена) и магистрального коллектора ливневой канализации. (в транспортной развязке шоссе Алаш), что позволило увеличить площадь водосбора на 700 га, обеспечило прирост совокупной мощности очистных сооружений на 12,2 тыс. м3/сут. Также начато строительство очистных сооружений в районе нового ЖД вокзала и в перспективном районе застройки поселка Тельмана.

В 2018 году завершена реализация ряда крупных проектов, позволяющих обеспечить население города качественной питьевой водой и своевременным отводом сточных вод.

Досрочно завершены работы по реконструкции аварийного участка водовода протяженностью 4,6 км, диаметром 1200 мм от ж.м. Железнодорожный до ул. Мустафина.

Также завершено строительство канализационного коллектора по ул. Е 29, который обеспечит отвод стоков от коттеджного массива Nova City и Венского квартала.

В целях улучшения условий жизни и быта населения дачного массива Коянды (правая сторона), а также необходимостью обеспечения электричеством и инженерными сетями инфраструктуры данного поселка в 2018 году полностью завершено строительство ВЛ-10 кВ, выполнен монтаж КТП (комплектная трансформаторная подстанция).

В текущем году обеспечен проезд на 22 улицах протяженностью 21 км, выполнен средний ремонт на 13 центральных магистральных улицах, общей протяженностью 17,8 км, а также устройство дорог с асфальтовым покрытием на 51 улице в районах индивидуальной застройки общей протяженностью 26,92 км.

Начато новое строительство по пр. Ұлы Дала от пр. Тұран до ул. Ш. Бейсековой, ул. № 29 на участке от пр. Мәңгілік Ел до пр. Тәуелсіздік, пр. Тәуелсіздік от пр. Ұлы Дала до ул. № 29, ул. Е22 от пр.Тұран до ул. Е102, улиц в районе Военного городка. Строительство данных объектов ведется не только в целях снятия транспортной загруженности, но и обеспечения инженерной и транспортной доступностью прилегающей застройки.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в целях снятия транспортной напряженности в городе ведется строительство Малой кольцевой дороги (МКД), проходящей по проспектам Р. Қошқарбаева, Ұлы Дала и улицам Ақжол, Ш. Бейсековой общей протяженностью 46 км. В период с 2007 по 2018 годы построено 25,8 км дорог, 9 транспортных развязок, мостов и путепроводов.

Проведенная работа позволила улучшить транспортную ситуацию в городе.

К примеру, пробивка ул. Сарайшык до ул. Ш. Бейсековой разгрузила Кургальжинское шоссе на 18% и ул. Орынбор на 26%.

Завершение строительства улиц Ақмешит, Түркістан, №24, Бұқар жырау, Қ. Рысқулова обеспечило транспортную доступность в районе выставки «Экспо-2017».

В свою очередь, улицы Ақмешіт и Түркістан разгрузили проспекты Мәңгілік Ел на 12% и Қабанбай батыра на 9%. Кроме того, появилась возможность запустить 2 маршрута общественного транспорта для обслуживания новых жилых комплексов по данным улицам.

Строительство ул. А. Байтұрсынова и Ж. Нәжімеденова обеспечило проезд к ж/д вокзалу «Нұрлы жол», благодаря чему произошла разгрузка старого вокзала на 70% (большое количество поездов переведено на новый вокзал). Также для обслуживания новых жилых комплексов и вокзала «Нұрлы жол» по данным улицам были запущены 6 маршрутов общественного транспорта.

 

Доступность образования: охват дошкольным обучением увеличился до 90%

 

По данным столичного акимата, в области образования в последние два года наблюдается положительная тенденция по охвату детей дошкольным образованием.

Например, в 2016 году охват дошкольным образованием составлял 70%, то сегодня этот показатель увеличился до 90%. Немалую роль в этом сыграло привлечение частного сектора. Он покрывает почти 30% от общего числа охваченных детей.

Согласно поручению Главы государства о необходимости обеспечения поэтапного перехода среднего образования на подушевое финансирование, с 1 сентября текущего года перешли 80 столичных школ (кроме 5 одаренных).           

Кроме того, размещен госзаказ в 8 из 15 частных школ на 3 тысячи мест, где расход на одного ученика составляет в среднем от 160 до 250 тысяч тенге в год. В последующем будет увеличено их количество (Акбулак-1, Акбулак центр развития, Экономический лицей, Алпамыс, Нурорда, Центральная экономическая школа, Столичный, школа Спектрум, Хейлибери). Данная мера приведет к снижению родительской оплаты и даст возможность школам, не повышая оплаты, в полной мере предоставлять качественное образование.

Активизирована работа по увеличению сети частных школ. В Астане к новому учебному году открыты 4 новые школы, в следующие 2 года планируется ввод новых частных школ на 6-7 тысяч мест, в том числе за счет привлечения инвестиций.

В Астане ученикам начальной школы предоставляют бесплатное горячее питание. На эти цели выделено 4 млрд тг из местного бюджета на этот учебный год. На постоянной основе проводится мониторинг качества продуктов питания в школьных столовых. По результатам мониторинга выявляются недобросовестные поставщики.

 

Качество здравоохранения: снижение кадрового дефицита и модернизация медицинского образования

 

В системе здравоохранения с целью снижения нагрузки на врача реорганизуется сеть амбулаторных поликлиник. В 2018 г. было открыто 105 участков врача общей практики. Таким образом, были достигнуты показатели стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а у граждан появился доступ к первичной медицинской помощи.

Кроме того, на первых этажах жилых комплексов реализуется проект по открытию семейной врачебной амбулатории «Доктор возле дома». Это обеспечивает максимальный доступ для жителей города. В 2018 году в рамках развития государственно-частного партнерства было открыто 7 поликлиник.

Особое внимание в рамках проекта уделяется пригородным районам. Так, за счет частных инвестиций была построена врачебная амбулатория в жилых районах «Пригородный» и «Ондирис».

Одним из важных направлений повышения качества медицинских услуг является снижение кадрового дефицита и модернизация медицинского образования с переходом на международные стандарты обучения. Прошли курсы повышения квалификации более 5 тыс. человек. Из них 80 человек обучались в лучших клиниках мира.

Активно ведется работа по внедрению проекта «SMART Медицина», где подразумевается не только автоматизация процессов, но и освобождение врачей от рутиной бумажной работы и перехода на электронный формат ведения медицинской документации, что даст возможность больше общаться с пациентом и повысит качество диагностики и лечения.

Оснащенность компьютерной техникой составляет 100%. Проведена большая работа по оцифровыванию документации, более 1 млн медицинских документов уже переведены в электронный формат. Уже сегодня 95% населения Астаны имеют электронный паспорт здоровья, который в будущем будет пополняться новыми медицинскими записями и будет хранить всю информацию о пациенте.

В преддверии внедрения системы обязательного социального медицинского страхования проводится активная разъяснительная и подготовительная работа с населением, медицинской общественностью и работодателями города, клиники столицы готовы к работе в системе всеобщего страхования.

 

Цифровизация: новые технологии позволили снизить смертность на дорогах в 2 раза

 

В своем Послании к народу Глава государства особый акцент — на вопросах цифровизации, ставших краеугольным камнем развития экономики и улучшения качества городской жизни.

В Астане применяются технологии Smart Astana. Начат первый этап реализации проекта Интернет вещей (Умное освещение), Big Data, Smart Образование, Smart Медицина, электронное КСК, в том числе и первый аукцион на основе технологии блокчейн в реализации программы «1000 мест уличной торговли» — это первый в стране проект такого формата.  

С помощью Единого контакт-центра акимата iKомек еженедельно формируется и анализируется рейтинг системных проблем. В прошлом году принято и рассмотрено более 1 млн обращений граждан.

Благодаря первому в стране реализованному ГЧП проекту по видеонаблюдению «Сергек» дороги Астаны стали самыми безопасными по республике. Вдвое сократилась смертность (48%). На 15% снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, на 16% уменьшилось количество раненых в ДТП.

В 2019 году будет завершена работа по формированию каркаса «умного города» в Астане.

 

Год молодежи: в Астане откроют специализированный ресурсный центр и виртуальные музеи

 

2019 год объявлен Годом молодежи. В настоящее время разработана региональная дорожная карта «Молодежь Астаны-2019». Документ состоит из 90 проектов, охватывающих 11 ключевых областей. Это — развитие молодежной инфраструктуры, образование, занятость, здравоохранение, доступное жилье, развитие бизнеса и финансовая грамотность, поддержка талантливой молодежи и другие важные сферы.

В этой связи в рамках Года молодежи в столице планируется открыть молодежный ресурсный центр. Данный центр поможет повысить качество институциональных услуг всех молодежных организаций города, а также улучшить взаимодействие молодежных организаций с государственными органами. Кроме того, там будут размещены Центр гражданских инициатив и проектный офис «Рухани жаңғыру».

Одним из первых в Астане запущен call-центр с коротким номером «2019». Он предоставляет комплексные юридические консультации молодым людям по вопросам занятости, предпринимательства, жилья и образования.

Особое внимание уделяется развитию молодежной инфраструктуры. В начале 2018 года в столице было 16 дворовых клубов, а сейчас их 32. В этом году планируется увеличить количество дворовых клубов как минимум до 50.

Реализация поручений Главы государства, указанных в программных статьях «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», будет продолжена в 2019 г. Акимат столицы совместно с Министерством культуры и спорта планирует завершить работы по созданию историко-культурного комплекса Бозок до 2020 года.

Планируется создать несколько виртуальных музеев, краеведческие музеи и историко-археологические движения в школах, оцифровать архивные материалы. В частности, совместно с Министерством культуры и спорта РК до 2020 года планируется завершить работы по созданию историко-культурного комплекса Бозок. Последовательно Бозок станет культурным, туристическим и научно-исследовательским центром международного уровня, также научно-методической базой археолого-этнографических исследований в Евразийском регионе.

В рамках проекта «Киелі Астана» для исследования исторических памятников на территориях четырех археологических объектах будут организованы экспедиции. По их итогам планируется выпустить специальные книги, журналы и фотоальбомы. Данные мероприятия поспособствуют не только развитию делового облика столичного туризма, но и повышению историко-культурного потенциала столицы.

Кроме того, в Астане будет создан общенациональный клуб исторических реконструкций «Ұлы даланың ұлы өркениеттері». На его основе в Астане и в других регионах страны будет проведен фестиваль, посвященный культуре древних саков, гуннов, эпохе великих тюркских каганатов.


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал