С 2022 года в РК полностью завершена централизация таможенных функций в части контроля и выпуска деклараций на товары — Минфин

На очередном заседании Правительства РК рассмотрен вопрос по совершенствованию таможенного администрирования. О принятии системных мер в данном направлении доложил министр финансов РК Ерулан Жамаубаев.

Проблемы в таможенном администрировании

«Прежде всего, остановлюсь на основных проблемах, решение которых позволит кардинально улучшить процессы администрирования», — сказал министр финансов.  

Первое. Недостоверное декларирование и занижение стоимости при импорте товаров. Расхождения данных таможенной статистики между Казахстаном и Китаем составляют $5,7 млрд. 

«Необходимо отметить, что в мировой практике расхождения в статистике внешней торговли присущи многим странам. К примеру, по данным Comtrade в 2020 году расхождения КНР с Германией составили $47 млрд, с Республикой Вьетнам – $30 млрд, с Польшой – $10 млрд и с Пакистаном – $3 млрд», — сказал Е. Жамаубаев. 

Основными причинами расхождений статистики Казахстана с Китаем являются:

  • методологические особенности формирования статистики;
  • часть транзита китайских товаров через РК в статистике КНР отражается как экспорт в РК. Это подтверждается положительными расхождениями отдельных стран ЕАЭС;
  • заинтересованность китайских товаропроизводителей в завышении экспортной цены для получения субсидий и возврата НДС;
  • недостоверное декларирование и занижение таможенной стоимости казахстанскими импортерами; 
  • почтовые перевозки и товары, реализуемые через МЦПС «Хоргос» не учитываются в нашей статистике.

В данном случае вышеуказанное расхождение в $5,7 млрд имеет следующую структуру: 

  •  $0,3 млрд связано с методологическими аспектами;
  •  $2,6 млрд связано с транзитом товаров КНР через РК;
  •  $2,8 млрд – недостоверное декларирование. 

Основные товарные группы: одежда, обувь, игрушки.

В целом, при недостоверном декларировании на вышеуказанные $2,8 млрд предполагаемые потери республиканского бюджета оцениваются в 150 млрд тг. 

Второе. В связи с усилением администрирования на границе с КНР наблюдается переток импорта товаров из Китая в Кыргызстан. 

С начала текущего года зафиксирован рост китайского импорта в Кыргызстан в 5 раз, рост импорта из Кыргызстана в Казахстан в 2,5 раза.

Кроме того, сейчас на границе с КНР ожидают смягчения администрирования около 900 автотранспортных средств, а на складах временного хранения – 1200. 

С начала года поступления таможенных платежей и налогов по приграничным постам снижены на 23%, а объем – на 26%.

Третье. «Фирмы однодневки», число которых по итогам 2021 года составляет более 20% от общего числа импортеров из КНР.

Четвертое. Выписка фиктивных электронных счетов-фактур на этапах последующей реализации. Выявлены более 8 тыс. компаний, с суммой оборота более 6 трлн тг.

Принимаемые оперативные меры. С этого года полностью завершена централизация таможенных функций в части контроля и выпуска деклараций на товары. 

«При Комитете госдоходов созданы «Центр электронного декларирования» и «Ситуационный центр». Это позволило осуществлять мониторинг оперативной обстановки в пунктах пропуска с подключением всех технических средств и принятием централизованных решений по мерам контроля. С начала работы данных центров выявлено более 28 тыс. нарушений, дополнительно взыскано в бюджет 23 млрд тг», — сказал Е. Жамаубаев. 

Вместе с тем, актуализированы стоимостные индикаторы по более чем 5 тыс. товарным позициям, в том числе 767 унифицированы на уровне ЕАЭС. Работа по расширению данного перечня продолжается.

Оператором со стороны государства по ввозу товаров народного потребления из Китая определен «KTZ Express». Также, эта компания будет организатором перевозок товаров внутри пункта пропуска «Нур Жолы». Данная схема движения на пункте пропуска определена

«Он послужит своего рода бенчмарком для других импортеров. При этом, сохранится здоровая конкуренция и исключается монополизация рынка. В целях обеспечения равных условий и достоверного декларирования на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа и встречи с участниками внешнеэкономической деятельности. Завершаются проверки в отношении уполномоченных экономических операторов и других крупных импортеров из КНР. По завершении будут приняты соответствующие меры», — сказал министр финансов.  

В целях защиты экономической безопасности проводятся выборочные налоговые проверки посредством системы управления рисками в отношении субъектов, осуществляющих перевозки товаров из Кыргызской Республики. По результатам проверок нарушения подтверждаются более чем в 90% случаев. С этого года проверено 538 автотранспортных средств, из которых по 506 выявлен незаявленный китайский товар.

«На недавней встрече с коллегами из Кыргызстана и России в городе Алматы достигнута договоренность вести контроль путем обмена электронными счетами-фактурами и сопроводительными накладными на товары. Таким образом, возникшие в начале текущего года на границе с КНР проблемы, планомерно решаются», — отметил министр. 

Цифровизация таможенного администрирования

Что касается цифровизации таможенного администрирования, прежде всего, продолжается работа по совершенствованию информационных систем АСТАНА-1 и Е-окно.

«Сегодня 100% таможенных деклараций представляются дистанционно. Выпущено свыше 4 млн таможенных деклараций, из которых 82% – автоматически за 1 минуту. Время выдачи документов сокращено в 2 раза. Теперь при таможенной очистке их можно получать дистанционно», — отметил Е. Жамаубаев.

На сегодня, зарегистрировано порядка 5 тыс. пользователей и реализовано 15 интеграций с госорганами. Функционирует система прослеживаемости товаров на основе электронных счетов-фактур, которая позволяет проводить налоговый контроль по всей цепочке реализации от импорта до конечного потребителя.  

Теперь, НДС, недоплаченный при импорте за счет занижения стоимости товаров, доначисляется с наценки на последующих этапах реализации.

Внедрение системы прослеживаемости позволило в 1,5 раза увеличить поступления по НДС, а также повлияло на снижение доли теневой экономики до 20,2% в 2020 году. Для контроля маршрута перемещения товаров будут применяться навигационные пломбы.

Как отметил министр финансов, в систему управления рисками внедряется интеллектуальный анализ данных и совершенствуется субъект-ориентированный подход. Будет осуществляться категорирование перевозчиков, на основе данных о наличии контракта, разрешений на перевозки, фискальных и регистрационных данных, отражения доходов и других документов, подтверждающих благонадежность перевозчика.

«Совершенствование категорирования декларанта предусматривает внедрение дополнительных критериев по их покупателям, брокерам и др. Также, планируется сократить периодичность осуществления категорирования до 1 месяца, что позволит оперативно реагировать на возникающие риски», — отметил Е. Жамаубаев.  

По модернизации таможенной инфраструктуры

Проводится реконструкция и техническое дооснащение 9 автомобильных и 1 железнодорожного пунктов пропуска и строительство Главного диспетчерского управления для их автоматизированного мониторинга с использованием элементов искусственного интеллекта.

«Пункты пропуска оснащаются современным оборудованием по сканированию и взвешиванию транспорта, решения по процедурам контроля будут приниматься удаленно. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность до 7 раз и сократить время прохождения в 2,5 раза. Проект планируется завершить до конца 2024 года», — отметил министр финансов.  

Наряду с этим, принимаются другие системные меры.

Несмотря на карантинные ограничения в КНР, в рамках двусторонних переговоров будут проработаны вопросы сверки данных для определения причин расхождений таможенной статистики. Планируется расширить объем сведений при обмене с КНР предварительной информацией из экспортных деклараций, как по автомобильному транспорту, так и по железнодорожному.

Также, с китайской стороной будет отработан вопрос низкой пропускной способности на их пунктах пропуска.

Кроме того, планируется упрощение бизнес-процессов между КТЖ и КГД на приграничных железнодорожных станциях, а также интеграция информсистем КГД, КТЖ и КНБ.

«Что касается ввоза китайских товаров со стран ЕАЭС. С кыргызской стороной проводятся переговоры по обмену сведениями и достоверности отражения в товаросопроводительных документах, ввозимых в Казахстан товаров. Планируется расширить перечень товаров, ввозимых с Кыргызстана и России, по которым применяется контроль минимального уровня цен для обеспечения полноты уплаты НДС из стран ЕАЭС. Законодательно будут усилены квалификационные требования к уполномоченным экономическим операторам. Это позволит включать в реестр только добросовестных участников внешнеэкономической деятельности», — пояснил Е. Жамаубаев.  

Также, будет усилена административная ответственность за нарушения в таможенной сфере путем введения штрафов в процентном соотношении к сумме незадекларированных товаров, вместо штрафов в МРП.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться