В Турции открылась выставка Национального музея Казахстана «Великая степь: история и культура»

12 сентября в музее Анатолийских цивилизаций в городе Анкара Турецкой Республики открылась выставка Национального музея Казахстана «Великая степь: история и культура», которая продлиться до 12 октября в рамках проекта международной выставки» «Шествие Золотого Человека по музеям мира».

На выставке представлено 207 предметов из фондов Национального музея РК, включая символ Казахстана — «Золотой человек». В музее Анатолийских цивилизаций выставлены уникальные головные уборы конусной формы, украшенные золотыми накладными и золотыми пластинами в виде стрел, снега, Архара, лошадей и птицы (V-IV вв. до н. э.) и археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).

В торжественном мероприятии приняли участие директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Турецкой Республике Абзал Сапарбекулы, генеральный директор музеев и памятников культуры Гокхан Язги, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов.

Выступая на церемонии открытия, директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы отметил, что Казахстан интересует мировое сообщество своей кочевой цивилизацией и историей. 

«В настоящее время в стране проводится большая работа в сфере культуры и искусства в рамках программ Первого Президента РК — Елбасы Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи». Один из них - международный проект «Шествие Золотого Человека по музеям мира». В рамках этого проекта, реализуемого Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Золотой человек, ставший символом независимости Казахстана, был представлен на выставках около двадцати стран Европы, Азии и других стран», — сказал А. Мухамедиулы.

По его словам, целью выставки, проводимой в г. Анкара, является ознакомление с историческим культурным наследием Казахстана, которая сложилась на территории Великой степи Евразии от эпохи раннего железного века до современности.

Также А. Мухамедиулы поблагодарил Министерство культуры Турции, Посольство Республики Казахстан в Турецкой Республике, Международную организацию ТЮРКСОЙ, оказавшим  помощь в организации выставки.

Отметим, что в конце 1960-х и начале 1970-х годов в окрестностях Алматы у кургана Иссык, изучаемого известным археологом Кемалом Акышевым, произошла археологическая сенсация, в которой обнаружены останки сакского царя – «Золотого человека», ставшего символом Казахстана. Неоценимую находку названную как  «Казахский Тутанхамоны» признано считают  «Новостью века». Крылатые золотые украшения в короне древнего степного правителя стали частью герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в г. Алматы.

Национальный музей Казахстана объявил международный проект «Шествие Золотого Человека по музеям мира». В рамках масштабного мероприятия с большим успехом прошли выставки в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши и Южной Кореи, Узбекистана.

Саки (в переводе с персидского – «гигантские мужчины») - древние предки казахов. В произведениях греческих авторов их художественно охарактеризовали как азиатские скифы (слово saka происходит от слова «олень»), в других древних источниках - «летучие кони». В числе трех больших групп этих племен были сакско-тиграхауты («шошечные борцы»), находящиеся в зоне захоронения Иссык-кургана, где захоронен «Золотой человек». Среди курганов было найдено более четырех тысяч золотых изделий, содержащих детали, украшающие одежду, а также украшения и предметы быта. В результате исследования исследователями топографии предметов из могильника удалось создать новую форму сакского воина, представляемого на выставку.

Среди находок, найденных в Иссыкском кургане, одна из древнейших письменных памятников имеет особое место в экспозиции серебряной чаши с надписью руна.

Преобладание зооморфных образов, считающихся важной особенностью древнего степного искусства, также обозначается критериями мифологического мышления. Драматизм этого сюжета объясняется как борьба добра и зла, начало света и темноты, создание новой жизни, символ вечного движения и вечной борьбы противоречий. В качестве наглядной модели такого противоречия можно увидеть экспонат из  золота, представленного на выставке, в виде двойного Барса, который точно повторяет друг друга с наклейкой V-IV веков, выполненной в технике формования и тиснения.

По мере установления христианства и мусульманства «зверский стиль» постепенно исчезает первоначальный смысл, выходящий из язычества и понимания. Однако декоративные изображения животных, потерявших первоначальное волшебное значение, использовались в ювелирных изделиях, миниатюрах, деревянных, каменных и костных колоритах, средневековых искусствах, таких как архитектура, в виде стилизованного орнамента и формы элементов зера. Эти процессы наглядно проявляются в ювелирных изделиях, обнаруженных в Сайрамском могильнике, датируемом XV веком, характерным для экспозиции. 

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться