Все крупные торговые сети Казахстана участвуют в работе по стабилизации цен — МТИ

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрена реализация новых подходов к стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. С докладами по заданной теме выступили заместитель Премьер-Министра – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, руководитель Бюро национальной статистики Жандос Шаймарданов, акимы Мангистауской области Нурлан Ногаев, Улытауской области – Берик Абдыгалиулы и Астаны – Женис Касымбек. 

Как проинформировал заместитель Премьер-Министра – министр торговли и интеграции С. Жумангарин, по итогам января т.г. инфляция составила 1,1%, в том числе продовольственная 1,4 %, непродовольственная 0,9%, платные услуги 0,7%.

Наибольший уровень продовольственной инфляции сложился в г. Астана и Шымкент по 2,2%, в Кызылординской и Северо-Казахстанской областях – 1,8%, в Актюбинской области – 1,7%, в области Улытау – 1,5%.

Индекс цен на социально значимые продовольственные товары с начала года составил 1,7%. Еженедельная динамика варьируется на уровне +0,3 - +0,4%.

Наибольший темп роста с начала года отмечается в Мангистауской области – 3,4%, Улытауской области – 2,8% и городе Астана – 2,5% (выше РК на 0,8%).

В разрезе товаров максимальный рост с начала года отмечен на лук  —  22,5%, рис — 5,2%, капусту — 4,1%, молоко и морковь — 3,1%, картофель — 3%, рожки — 2,6%.

Главой государства поставлена задача пересмотреть инструменты стабилизации цен. На уровне Правительства вся необходимая методологическая и правовая работа проделана.

Первое, переформатирован подход по выдаче займов напрямую производителям, в настоящее время профинансировано сырье для сахарных заводов.

Второе, изменен механизм формирования стабилизационных фондов, закуп осуществляется в период сбора урожая, когда на рынке конкурентные цены, а реализация продукции стабфондов осуществляется в период межсезонья.

Третье, введен механизм форвардного закупа, позволяющий контрактоваться у производителей с хранением продукции до момента реализации.

«В этом году это позволит использовать урожай 2023 г. до апреля месяца 2024 г. Форвардный метод закупа реализуется в 8 регионах (Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Жетысу, Кызылординская, Абай, Улытау, Актюбинская области). Кроме того, для насыщения внутреннего рынка ранней импортной овощной продукцией организованы В2В встречи с бизнес-сообществом Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и Ирана и регионами Казахстана. Торговыми сетями уже проработана поставка овощей в объеме 9 200 тонн. Организован зеленый коридор по поставке продукции из Узбекистана. Хотелось бы отметить, что все крупные торговые сети республики участвуют в работе по стабилизации цен. МИО необходимо обеспечить своевременную контрактацию региональными торговыми сетями импортных овощей для недопущения сезонных колебаний цен», — сказал С. Жумангарин.  

В результате проделанной работы фактические запасы за счет контрактации урожая 2022 года по информации МИО на сегодня составляют по луку 110%, картофелю 105%, моркови 87%, капусте 70%. 

Кроме того, для защиты внутреннего рынка в целях устранения предпосылок угрозы продовольственной безопасности введен временный запрет на экспорт лука сроком на 90 дней с 28 января т.г.

В целях стабилизация цен на масло подсолнечное с 4 февраля 2023 года введена постоянная экспортная пошлина в размере 20% от стоимости продукции, но не менее 100 евро за тонну, на экспорт семян подсолнечника.

«Оценку эффективности товарных интервенций будем осуществлять через анализ динамики снижения цены, а также объемов и цену реализованной продукции по данным ЭСФ (электронная счет-фактура) и операторов фискальных данных», — отметил С. Жумангарин.  

Согласно поручению Правительства, переформатирована работа региональных комиссий по расследованию посреднических схем цепочек ценообразования.

Продолжено действие пилотного проекта по обязательной выписке ЭСФ на СЗПТ продлено до конца 2023 года специально для выявления непродуктивных посредников и исключения их из цепочек поставок.

Данные ИС ЭСФ также позволяют отслеживать цепочку ценообразования и устанавливать факты превышения торговой надбавки.

«На моем личном контроле находится вопрос «ручного» управления деятельностью региональных комиссий. В целом, наша задача сформировать культуру соблюдения торгового законодательства среди субъектов бизнеса», — подчеркнул он. 

Кроме того, в рамках цифрового офиса продолжается проведение рейтинга регионов по оценке основных показателей деятельности по стабилизации цен.

Стабилизация цен зависит:

Первое, от эффективности работы региональных комиссии путем выявления и устранения непродуктивных посредников;

Второе, своевременности формирования товарной массы инструментами насыщения внутреннего рынка (оборотная схема, стабфонд, форвард);

Третье, жесткое администрирование реализации товаров СЗПТ через анализ данных ЭСФ и ОФД.

В свою очередь министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев сообщил, что по оперативным данным регионов на 2 февраля т.г. по республике имеются запасы социально значимых товаров более 1 млн тонн, в том числе на предприятиях, овощехранилищах — 519 тыс. тонн, на складах (ОРЦ, ТЛЦ) — 194,7 тыс. тонн, в торговых сетях — 183,3 тыс. тонн, в стабфондах — 24,4 тыс. тонн.

«Акиматами с осени прошлого года ведется работа по формированию запасов овощей для оказания регулирующего воздействия на рынок в период межсезонья текущего года. Со своей стороны мы довели до акиматов рекомендуемый объем по овощам для покрытия потребности внутреннего рынка в «инфляционный период», — сказал Е. Карашукеев. 

По картофелю рекомендуемый объем МСХ составляет 73 тыс. тонн, при этом акиматами Алматинской области и областей Абай, Улытау снижены объемы потребности с учетом регионального спроса.

По сведениям акимата области Абай потребность в картофеле составляет 2100 тонн и на данный объем заключен контракт. Аналогичная ситуация в области Улытау.

По данным акимата Алматинской области потребность в картофеле составляет 727 тонн, при этом акиматом заключен контракт на 1234 тонны с возможностью пролонгации оставшегося объема контракта.

В целом, регионами законтрактовано 85,8 тыс. тонн картофеля. В зеленой зоне находятся 13 регионов, где объем контрактов составляет 100 и более процентов от рекомендуемого объема МСХ (Карагандинская, Костанайская, Кызылординская, Туркестанская, Жамбылская, Акмолинская, Атырауская, ВКО, ЗКО, области Жетису и Абай, гг. Астана и Алматы).

Семь регионов в жёлтой зоне, где объемы контрактов составляют от 50% до 100% (СКО, Актюбинская, Алматинская, Мангистауская, Павлодарская, Улытау, г. Шымкент.)

«При этом, основные регионы производители картофеля — СКО и Павлодарская область отмечают о достаточности запасов картофеля на рынке. В Павлодарской области заключены меморандумы с местными СХТП на 20 000 тонн картофеля для реализации в межсезонье. По данным акиматов потребность внутреннего рынка с мая т.г. планируется обеспечить за счет импортных поставок из южных стран в объеме 5,1 тыс.тонн, в июле за счет поставок раннего картофеля из Туркестанской области в объеме 4,9 тыс. тонн», — проинформировал глава МСХ.  

Что касается контрактов по моркови, то складывается аналогичная ситуация как по картофелю, т.е. акиматами вышеназванных трех областей снижены объемы потребности. В целом, объем контрактов регионов составляет 28,8 тыс. тонн.

Одиннадцать регионов в зеленой зоне, где имеются объемы контрактов свыше 100% (Атырауская, Костанайская, Туркестанская, Акмолинская, Кызылординская, Карагандинская, Мангистауская, ЗКО, СКО, ВКО и г. Алматы).

Восемь регионов в жёлтой зоне, где объемы контрактов составляют от 50% до 100% (Актюбинская, Жамбылская, Алматинская, области Абай, Улытау, Жетису, гг. Астана, Шымкент.)

По капусте в рекомендуемый объем МСХ — 27,9 тыс. тонн внесены изменения акиматами четырех областей – Абай, Улытау, Алматинская, Жамбылская. Объем контрактов регионов составляет 19,1 тыс. тонн.

Шесть регионов в зеленой зоне, где объемы контрактов свыше 100% (Костанайская, Туркестанская, Кызылординская, Карагандинская, ВКО, СКО). 9 регионов в желтой зоне, где объемы контрактов составляют от 50% до 100% (Атырауская, Актюбинская, Акмолинская, ЗКО, Павлодарская области, область Абай, гг. Астана, Алматы и Шымкент)

По капусте регионами представлена потребность по импорту – 4,1 тыс. тонн, по ранним овощам – 1,3 тыс. тонн.

По луку в рекомендуемый объем МСХ 19,5 тыс. тонн, внесены изменения акиматами двух областей – Абай и Алматинская. В целом, объем контрактов составляет 25,4 тыс. тонн лука.

Четырнадцать регионов в зеленой зоне, где имеются объемы контрактов свыше 100% (ЗКО, Туркестанская, Карагандинская, Жамбылская, Мангистауская, Акмолинская обл., область Улытау и гг. Астана и Алматы, Кызылординская, Атырауская, ВКО, СКО,). Шесть регионов в желтой зоне, где объемы контрактов составляют от 50% до 100% (Актюбинская, Павлодарская, Костанайская обл., области Абай и Жетису, г. Шымкент).

Потребность в импорте составляет 2,8 тыс. тонн, в ранних овощах – 2,2 тыс. тонн.

По данным Кызылординской области в текущем году собрано 444,6 тыс. тонн риса-шалы (по данным акиматов по республике собрано 486 тыс.тонн).

При потребности до сбора нового урожая 56,6 тыс. тонн запасы риса на внутреннем рынке составляют 81,1 тыс. тонн, в том чиле запасы готовой продуции на рынке — 27,7 тыс.тонн и в наличии имеется 111,3 тыс. тонн риса-шалы, что после переработки эквивалентно 53,4 тыс. тонн риса.

По данным КГИ с января по 25 декабря 2022 года выдано фитосанитарных сертификатов на экспорт риса в объеме 86,4 тыс. тонн и по данным статистики и оперативным данным КГД экспортировано 109 тыс. тонн риса. Общий объем запасов позволяет обеспечить потребность населения в рисе до сбора нового урожая.

Также будет продолжена работа по стабилизации цен на «социальный хлеб». В текущем году по данным акиматов годовая потребность в удешевленной пшенице составляет 308 тыс. тонн. С учетом реализационной цены Продкорпорации 135 тыс. тенге, размер субсидии составит 45 тыс. тг за тонну. Это потребует выделения средств в размере 13,8 млрд тг. Соответствующая бюджетная заявка внесена в Министерство финансов.

«Указанные меры позволят снабжать мукомольные предприятия регионов пшеницей по фиксированной цене в 90 тыс. тг и соответственно производить хлеб по текущим доступным ценам», — отметил министр сельского хозяйства.  

Второй немаловажный вопрос – проведение весенней кампании в оптимальные сроки. Этому способствуют меры, принимаемые государством в т. ч. форвардный закуп Продкорпорации. В 2020 году на эти цели из бюджета выделено 24,5 млрд тг. В последующие годы финансирование программы увеличивалось (в 2022 году составило 120 млрд. тг), при этом полностью осуществлялось за счет средств Продкорпорации.

В настоящее время, учитывая повышение банковских ставок, Корпорация ограничена в средствах для финансирования форвардного закупа. Вместе с тем, за счет имеющихся средств Корпорация прорабатывает 2 механизма финансирования проведения ВПР на общую сумму порядка 31,5 млрд тг:

Первое, весенне-летнее авансирование за счет заемных средств в сумме 20 млрд тг без применения комиссии за пользование средствами с учетом обращений регионов. При этом, в случае увеличения суммы займов Продкорпорации для форвардного закупа потребуется компенсация в виде поставки СХТП дополнительного объема.

Второе, выдача товарного кредита (объем 100 тыс. тонн) преимущественно крупным СХТП для реализации ими зерна и финансирования ВПР на сумму порядка 11,5 млрд тг.

Для увеличения суммы финансирования весенней кампании через форвардный закуп предлагается выделить из бюджета в уставный капитал Продкорпорации 70 млрд тг. Для этого по Вашему поручению вносятся изменения в Концепцию развития АПК, где будет предусмотрено соответствующее мероприятие.

В этой связи, учитывая важность вопросов прошу поручить МНЭ совместно с АО «КЦГЧП» в ускоренном порядке предоставить заключения на ГИП и ФЭО по увеличению уставного капитала Корпорации в 2023 году, с отлагательным условием.

Руководитель Бюро национальной статистики Жандос Шаймарданов сообщил, что инфляция рассчитывается на основе потребительской корзины, в которую входят 160 продовольственных товаров, 243 непродовольственных товара и 105 видов услуг. Так формируется корзина из 508 регулярно приобретаемых населением товаров и услуг.

«Для расчета инфляции мы ежемесячно в одно и то же время, на одних и тех же объектах регистрируем цены по всей стране. Далее на основе динамики цен рассчитывается индекс по каждому наименованию и с учетом индивидуальных весов вычисляется республиканский уровень инфляции, а также отдельно по регионам», — сказал он.  

По итогам января т.г. годовая инфляция составила 20,7%, при этом ее продовольственная составляющая – 25,7%. Аналогичным методом еженедельно высчитывается индекс цен на 19 СЗПТ. Здесь цены на социально значимые продовольственные товары за год выросли на 23,4%.

Также ежегодно обновляется перечень базовых объектов для регистрации цен. В него входят супермаркеты, социальные магазины, магазины у дома и рынки.

«В этом году в рамках совершенствования методологии мы также определили веса товаров и услуг индивидуально для каждого региона. Так, например, в крупных городах траты на аренду жилья существенно выше. Соответственно в Астане и Алматы аренда жилья имеет более высокий вес по сравнению с другими регионами. Все эти подходы соответствуют общепринятой международной методологии, которая неоднократно проходила внешнюю экспертизу. В 2023 году также будет произведена оценка национальной статистической системы Казахстана со стороны ООН и ОЭСР», — пояснил он.  

Помимо совершенствования методологии активно развиваются процессы сбора статистических данных.

В настоящее время цены регистрируются специалистами в регионах (287 регистраторов). Каждый из них ведет бумажный дневник, где записывает динамику цен вручную.

«В целях упрощения процесса сбора статистических данных в І квартале 2023 года мы запускаем мобильное приложение. Оно позволит не просто записывать ценовые котировки, но также считывать штрих-код и изображение товара, подтверждать локацию объекта и передавать данные в онлайн режиме. В результате мы сократим сроки обработки данных, повысим контроль качества сбора данных и расширим возможности для анализа цен.Тем не менее, мобильное приложение не исключит в полной мере человеческий фактор», — сказал Ж. Шаймарданов.  

В этой связи одним из приоритетных направлений Бюро является использование альтернативных источников, в данном случае – фискальных чеков, другими словами данные, которые записываются в кассовых чеках.

Ряд европейских стран активно использует этот источник для расчета инфляции (Бельгия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария, Россия).

«Мы также приступили к реализации аналогичного проекта в Казахстане, привлекли методологическую помощь от экспертов МВФ. В свою очередь, Министерство финансов предоставило фискальные данные. Мы внимательно изучаем их, в настоящее время идет работа по чистке и разметке данных. На их основе строится модель, она позволяет классифицировать товары из чеков по структуре потребительской корзины», — рассказал он.  

Сейчас модель позволяет определить СЗПТ, далее поэтапно будет расширяться перечень распознаваемых товаров и услуг. Для того, чтобы полноценно перейти на фискальные данные при расчете инфляции, необходимо внедрение Единого каталога товаров и услуг.

«Бюро планирует заменить традиционную регистрацию цен на использование фискальных данных после завершения внедрения Единого каталога товаров и услуг, а также валидации нового подхода со стороны МВФ. Пока мы продолжаем собирать данные традиционным методом, параллельно ведется экспериментальный расчет на основе фискальных чеков. Для удобства пользователей Бюро совершенствует инструменты распространения статистической информации», — резюмировал он.  

Аким Мангистауской области Нурлан Ногаев сообщил, что согласно официальным статистическим данным индекс цен на социально значимые продовольственные товары за последнюю неделю составил – 100,5%, а с начала года – 103,4%.

«В целях обеспечения продовольственной безопасности в период с 2019 по 2022 годы было выделено 4,9 млрд тг. В т.г. в целях стабилизации цен на СЗПТ из местного бюджета выделено 500 млн тг. В рамках стабилизационного фонда и «оборотного механизма» эти средства направлены на формирование запасов на 8,3 тыс. тонн. по 17 различным товарам», — проинформировал Н. Ногаев. 

В том числе, в целях сдерживания цен на овощи в период межсезонья в рамках «оборотной схемы» субъектам предпринимательства были выданы займы на поставку 3638 тн товаров на общую сумму 583 млн тг. Для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары с начала года в торговые сети была произведена интервенция хранящихся товаров регионального стабилизационного фонда. 

В этой связи, заседания региональной комиссии по расследованию посреднических схем цепочки ценообразования проводятся 2 раза в неделю. С начала года проведено 9 заседаний. 

«В результате, к административной ответственности за превышение надбавки — более 15% привлечены 3 предпринимателя, осуществляющие поставку и продажу СЗПТ. Кроме того, установлено что согласно результатам заседания данной комиссии за последнюю неделю надбавка 4 субъектов предпринимательства превысила 15%. На сегодняшний день ведется соответствующая работа», — сказал аким региона.  

С начала года в целях стабилизации цен, с привлечением предпринимателей подписаны меморандумы о снижении торговой надбавки с 15% до 10%, с 5 крупными торговыми сетями, в том числе: 48 торговыми объектами и 235 торговыми объектами.

Для жителей области с начала года организовано 35 ярмарок сельхозтоваропроизводителей и оптовых поставщиков. Во всех населенных пунктах создано 53 мониторинговые группы «Народный контроль». За последнюю неделю в 1748 из 1758 магазинов «у дома» области проведена разъяснительная работа по недопущению надбавок более 15%. В результате мониторинга выявлено 5 нарушений, цены на продукты снизились.

Известно, что Мангистауская область импортирует 85% продовольственных товаров в зависимости от природно-климатических условий. Это, в свою очередь, является одним из основных факторов, влияющих на цены продовольственных товаров.

По словам Н. Ногаева, в целях решения данной проблемы проводятся долгосрочные и краткосрочные мероприятия. Одним из них, является реализация новых инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в сфере торговли. А именно, в г. Актау начато строительство крупного оптового распределительного центра, важного для региона (вместе со складами хранения).

«После запуска этого проекта конкуренция в сфере торговли возрастет, и возможности хранения овощной продукции увеличатся дополнительно на 20 000 тонн. В результате даст возможность одновременного хранения 3-х месячного запаса. Это, в свою очередь, внесет большой вклад в стабилизации цен на овощи», — резюмировал Н. Ногаев.  

Аким Улытауской области Берик Абдыгалиулы отметил, что в целях сдерживания цен на СЗПТ АО «СПК «Ұлытау» заключило контрактацию по 9 наименованиям СЗПТ из 19 на 1 млрд тг, выданных из резерва Правительства в декабре 2022 года с условиями хранения и доставки.

Кроме того, в целях формирования регионального стабфонда и стабилизации цен СЗПТ в 2023 году из областного бюджета для СПК «Ұлытау» выделено 1,2 млрд тг.

«На сегодняшний день заключено 223 меморандумов по снижению торговой надбавки с 15% до 10%. На постоянной основе, в выходные и в предпраздничные дни проводятся сельскохозяйственные ярмарки», — подчеркнул Н. Ногаев.   

Также сформирован перечень наиболее важных и социально-значимых 7 инвестпроектов на общую сумму 5,6 млрд тг. В рамках реализации этих 7 проектов будут созданы овощехранилище, птицефабрики мясного и яичного направлений, модернизировано молокоперерабатывающее предприятие с дальнейшим открытием молочно-товарной фермы и проекты по орошению.

«Реализация вышеуказанных проектов позволит снизить импортозависимость и насытить внутренний рынок по некоторым социально значимым продовольственным товарам. По состоянию на 1 февраля т.г. на складах оптовиков и торговых объектах имеются более 8,2 тыс. тонн запасов СЗПТ», — заключил Б. Абдыгалиулы.   

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться