Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2023 года №294

О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая  2011 года №506 «Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1525 и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан  от 12 мая 2011 года №506 «Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1525 и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» следующие изменения и дополнения:

в Правилах использования воздушного пространства Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в городе Чикаго 7 декабря 1944 года, и определяют порядок использования воздушного пространства Республики Казахстан в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

 2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

1) район авиационных работ – район, обозначенный географическими координатами, в пределах которого выполняются авиационные работы воздушными судами;

2) текущий план полета – план полета, включая возможные изменения, обусловленные последующими диспетчерскими разрешениями;

3) аэростат – летательный аппарат легче воздуха, не приводимый в движение силовой установкой;

4) автожир (гироплан) – летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживается в полете за счет реакций воздуха, с одним или несколькими несущими винтами, свободно вращающимися вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

5) район аэродрома (узловой диспетчерский район (Terminal control area (ТMA) – диспетчерский район, создаваемый в местах схождения маршрутов обслуживания воздушного движения в окрестностях одного или нескольких крупных аэродромов;

6) безопасность использования воздушного пространства – комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;

7) использование воздушного пространства – деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.);

8) координирование использования воздушного пространства – деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на оптимизацию использования воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства;

9) план использования воздушного пространства – определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые органам планирования воздушного движения;

10) планирование использования воздушного пространства – деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами;

11) структура воздушного пространства – совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства;

12) маршрут обслуживания воздушного движения (далее – ОВД) – установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения. Термин «маршрут ОВД» используется для обозначения в соответствующих случаях воздушной трассы, контролируемого или неконтролируемого маршрута, маршрута прибытия или вылета и других маршрутов;

13) район обслуживания воздушного движения – воздушное пространство установленных размеров, в границах которого обслуживание воздушного движения по воздушным трассам и маршрутам вне их осуществляется диспетчером районного диспетчерского центра;

14) зона аэродромного движения (Aerodrome Traffic Zone) – воздушное пространство определенных размеров вокруг аэродрома, установленное для обеспечения безопасности аэродромного движения;

15) органы противовоздушной обороны (далее – органы ПВО) – оперативные органы Вооруженных Сил Республики Казахстан, на которые возложена задача несения боевого дежурства по противовоздушной обороне;

16) продольное эшелонирование – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

17) боковое эшелонирование – рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

18) группа «Брифинг» – структурное подразделение органа обслуживания воздушного движения, обеспечивающее функцию планирования воздушного движения и предполетно-информационное обслуживание;

19) диспетчерский район (CTА) – контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы;

20) диспетчерская зона (CTR) – контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности до установленной верхней границы;

21) диспетчерское разрешение – разрешение, выдаваемое органом обслуживания воздушного движения экипажу воздушного судна, связанное с выполнением полета и обоснованное соответствующими условиями и установленными правилами полетов;

22) диспетчерское указание – директивные указания органа обслуживания воздушного движения, предписывающие пилоту выполнять конкретные действия в конкретной ситуации;

23) дирижабль – летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой;

24) зона (район) ответственности – воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого органы обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) осуществляют свои функции;

25) зона воздушного пространства с обязательным требованием наличия ответчика (транспондера) (TMZ) – зона воздушного пространства определенных размеров, при полетах в которой обязательно требуется оснащение воздушных судов ответчиком для систем наблюдения, эксплуатируемым в соответствии с установленными процедурами;

26) полет за пределами прямой видимости (BVLOS) – тип полета беспилотного воздушного судна, при котором беспилотное воздушное судно находится вне постоянного прямого визуального контакта или за пределами расстояния, на котором внешний пилот или оператор имеет возможность контролировать местоположение беспилотного воздушного судна визуально и траекторию полета беспилотного воздушного судна по отношению к другим воздушным судам, людям и препятствиям во избежание столкновений;

27) воздушный коридор пролета Государственной границы Республики Казахстан – часть воздушного пространства над Государственной границей Республики Казахстан, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;

28) система дистанционной идентификации – система, обеспечивающая локальную трансляцию информации о беспилотном воздушном судне в процессе выполнения полета;

29) повторяющийся план полета (RPL) – план полета, связанный с рядом часто повторяющихся, регулярно выполняемых отдельных полетов с одинаковыми основными особенностями, которые предоставляются эксплуатантом для хранения и повторного использования органами ОВД;

30) расчетное время уборки колодок – расчетное время, когда воздушное судно начинает движение, связанное с вылетом;

31) продукция двойного назначения – продукция, которая в силу своих свойств и технических особенностей может быть использована для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки;

32) дополнительный регулярный рейс – рейс, выполняемый авиакомпанией в дополнение к своему регулярному рейсу по тому же авиамаршруту в одну дату;

33) кратковременное ограничение – запрещение или ограничение использования части воздушного пространства для обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов;

34) зона воздушного пространства с обязательным ведением радиосвязи (RMZ) – зона воздушного пространства определенных размеров, при полетах в которой обязательно наличие на борту оборудования для ведения двусторонней радиосвязи, эксплуатируемого в соответствии с установленными процедурами;

35) зона воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов (UFZ – unmanned flight zone) – специальная зона воздушного пространства определенных размеров, предназначенная для выполнения полетов беспилотными воздушными судами;

36) зона ограничения полетов беспилотных воздушных судов – часть воздушного пространства установленных размеров над территорией Республики Казахстан, в пределах которого полеты беспилотных воздушных судов ограничены определенными условиями;

37) заявка на использование воздушного пространства для выполнения полетов с применением беспилотных авиационных систем – документ установленной формы, подаваемый пользователями воздушного пространства в целях обеспечения безопасности осуществления деятельности, связанной с использованием воздушного пространства при выполнении полетов с применением беспилотных авиационных систем;

38) беспилотное воздушное судно (далее – БВС) – воздушное судно, которое эксплуатируется или предназначено для автономной работы и (или) дистанционного управления без пилота на борту;

39) беспилотная авиационная система (далее – БАС) – беспилотное воздушное судно и связанные с ним элементы (включая каналы связи и компоненты, управляющие беспилотным воздушным судном), которые необходимы для безопасной и эффективной эксплуатации беспилотного воздушного судна в воздушном пространстве;

40) планер – летательный аппарат тяжелее воздуха, не приводимый в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;

41) полет в пределах радиовидимости (RLOS) – полет беспилотного воздушного судна, при котором передатчик(и) и приемник(и), используемые для управления полетом, находятся в пределах зоны действия совместной линии радиосвязи;

42) полет за пределами радиовидимости (BRLOS) – полет беспилотного воздушного судна, при котором передатчик(и) и приемник(и), используемые для управления полетом, не находятся в пределах зоны действия совместной линии радиосвязи;

43) полет в пределах прямой видимости (VLOS) – тип полета беспилотного воздушного судна, при котором внешний пилот или оператор может поддерживать постоянный визуальный контакт с беспилотным воздушным судном без посторонней помощи на расстоянии не более 500 метров по горизонтали от местоположения внешнего пилота или оператора и контролировать траекторию полета беспилотного воздушного судна по отношению к другим воздушным судам, людям и препятствиям во избежание столкновений;

44) вертикальное эшелонирование – рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;

45) представление на установление временных режимов – заявка на установление временных режимов, подаваемая пользователями воздушного пространства для введения запрета или ограничения деятельности других пользователей воздушного пространства в целях обеспечения безопасности осуществления деятельности, связанной с использованием воздушного пространства;

46) представленный план полета – план полета в том виде, в каком он представлен органу ОВД пилотом или его уполномоченным представителем без каких-либо последующих изменений;

47) зона полетной информации (FIZ) – часть района полетной информации, в границах которой аэродромной службой полетной информации (AFIS) или другим органом в соответствии с делегированными полномочиями обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

48) расчетное время прибытия:

при полетах по приборам – расчетное время прибытия воздушного судна в намеченную точку, обозначенную навигационными средствами, с которой предполагается выполнение маневра захода на посадку по приборам, или при отсутствии навигационного средства, связанного с этим аэродромом, – время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом;

при выполнении полетов по правилам визуальных полетов (далее – ПВП) – расчетное время прибытия воздушного судна в точку над аэродромом;

49) высота полета – расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;

50) маршрут полета – проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;

51) район полетной информации (FIR) – воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

52) международная воздушная трасса – воздушная трасса, открытая для международных полетов;

53) эшелонирование – вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;

54) NOTAM-офис – структурное подразделение поставщика аэронавигационного обслуживания, выпускающее извещение NOTAM;

55) извещение NOTAM – извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил, а также об опасностях, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов, а также иную аэронавигационную информацию.»;

пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

1) районы (зоны) полетной информации и диспетчерские районы;

2) маршруты обслуживания воздушного движения;

3) узловые диспетчерские районы, диспетчерские зоны и зоны аэродромного движения;

4) районы неконтролируемого воздушного пространства;

5) специальные зоны полетов государственной авиации;

6) запретные зоны;

7) опасные зоны;

8) зоны ограничения полетов;

9) воздушные трассы;

10) зоны воздушного пространства с обязательным требованием наличия ответчика (транспондера) (TMZ);

11) зоны воздушного пространства с обязательным ведением радиосвязи (RMZ);

12)  зону ограничения полетов беспилотных воздушных судов;

13) зону воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов.

Определенные части воздушного пространства и определенные аэродромы, на которых принято решение об обеспечении обслуживания воздушного движения, должны быть обозначены в соответствии с видом обслуживания воздушного движения.»; 

дополнить пунктом 7-9 следующего содержания:

«7-9. Границы зон воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов (UFZ – unmanned flight zone) устанавливаются в пределах   административных границ   городов республиканского и областного значения от земной поверхности до высоты 200 метров, за исключением  запретных и опасных зон, зон ограничений полетов и зон ограничений полетов беспилотных воздушных судов.

Границы зон воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов устанавливаются в соответствии с порядком, приведенным в приложении 3-1 к настоящим Правилам.

Все полеты беспилотных воздушных судов в пределах зон воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов должны выполняться с включенной системой дистанционной идентификации.»;

пункт 17-2 изложить в следующей редакции:

«17-2. При выполнении полетов с применением беспилотных авиационных систем над густонаселенными районами населенных пунктов, а также указанных в пункте 82-1 настоящих Правил, эксплуатантом разрабатывается, утверждается и предоставляется на согласование в центр УВД и орган ОВД, в зоне ответственности которого запланировано выполнение полетов, Инструкция по взаимодействию между эксплуатантом БАС и соответствующим центром УВД  по форме, определяемой Правилами использования беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве Республики Казахстан.»;

пункты 22 и 23 изложить в следующей редакции:

«22. Опасные зоны устанавливаются над акваторией Каспийского моря за пределами приграничной полосы в зоне ответственности органов ОВД или УВД Республики Казахстан в интересах любых видов деятельности, которые могут представлять угрозу безопасности полетов.

Опасные зоны могут устанавливаться над территорией Республики Казахстан по решению ГЦ УВД, если деятельность в этой зоне связана с риском, о котором необходимо уведомить пользователей воздушного пространства.

23. Зоны ограничения полетов устанавливаются над территорией Республики Казахстан, а также над территориальными водами  в интересах следующих видов деятельности, связанной с:

1) районами проведения всех видов стрельб;

2) пусков ракет;

3) взрывных работ;

4) государственными природными заповедниками;

5) национальными парками;

6) памятниками истории и культуры;

7) над охраняемыми объектами по представлению заинтересованных государственных органов;

8) проведением работ с боеприпасами на объектах их хранения;

9) осуществлением научных исследований в атмосфере;

10) электромагнитными излучениями;

11) световыми излучениями;

12) районами запуска неуправляемых аэростатов или зондов (за исключением неуправляемых аэростатов или зондов, которые классифицируются как легкие, согласно пункту 83-1 настоящих Правил);

13) зонами падения отделяющихся частей ракет-носителей.»;

дополнить пунктом 23-1 следующего содержания:

«23-1. Зоны ограничения полетов беспилотных воздушных судов предназначены для полного или частичного ограничения полетов беспилотных воздушных судов в соответствии с установленными условиями.

Постоянно действующие зоны ограничений полетов беспилотных воздушных судов устанавливаются над объектами, подлежащими государственной охране, указанными в Правилах определения объектов, подлежащих государственной охране, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151, объектами Министерства обороны Республики Казахстан, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Службы государственной охраны Республики Казахстан, а также объектами уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

Зоны ограничения полетов беспилотных воздушных судов могут устанавливаться над другими государственными объектами, объектами критической инфраструктуры по предоставлению заинтересованных государственных органов, а также в окрестностях контролируемых аэродромов.      Зоны ограничения полетов беспилотных воздушных судов устанавливаются в соответствии с порядком, приведенным в приложении 3-2 к настоящим Правилам.

При установке зон ограничения полетов беспилотных воздушных судов могут учитываться:

1) тип конструкции БВС;

2) максимальная взлетная масса БВС;

3) тип двигателя (электрический, двигатель внутреннего сгорания) БВС;

4) вид авиационных работ.»;

пункт 24 изложить в следующей редакции:

«24. Если деятельность, в интересах которой установлены опасная зона, зона ограничения полетов, зона ограничения полетов беспилотных воздушных судов, не носит постоянного характера, действие опасной зоны, зоны ограничения полетов и зоны ограничения полетов беспилотных воздушных судов ограничивается временным периодом.

Сведения о деятельности в опасных зонах, зонах ограничения полетов, ограниченных временным периодом, доводятся посредством извещения NOTAM в соответствии с видами сообщений о движении воздушных судов и производстве деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, предусмотренными в  приложении 3 к настоящим Правилам.

Сведения о временном установлении зон ограничения полетов беспилотных воздушных судов до пользователей воздушного пространства доводятся центрами УВД, в зоне ответственности которых установлена данная зона.»;

пункт 26-1 изложить в следующей редакции:

«26-1. При первоначальном установлении запретных зон, опасных зон, зон ограничения полетов каждой зоне присваивается обозначение.

Для зон ограничения полетов беспилотных воздушных судов обозначение каждой зоне присваивается только при установке данной зоны на постоянной основе.»;

пункт 26-3 изложить в следующей редакции:

«26-3. Обозначение состоит из следующей группы букв и цифр:

1) буквенное обозначение UA;

2) буква Р – для запретной зоны, буква R – для зоны ограничения полетов, буквы RU – для зоны ограничения полетов беспилотных воздушных судов и буква D – для опасной зоны соответственно;

3) номер, не дублируемый в пределах территории Республики Казахстан.»;

пункты 27 и 28 изложить в следующей редакции:

«27. Использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов или зоны ограничения полетов беспилотных воздушных судов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, запрещается, за исключением:

1) использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлены такие зоны;

2) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;

3) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;

4) выполнения полетов воздушных судов, осуществляемых в соответствии с международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

28. При необходимости использования воздушного пространства запретной зоны или зоны ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, в случаях, не предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил, пользователи воздушного пространства получают разрешение уполномоченного органа в сфере государственной авиации.»;

дополнить пунктом 28-1 следующего содержания:

«28-1. Использование воздушного пространства опасной зоны допускается, только в том случае, когда командиром воздушного судна принято решение о том, что при пролете данного воздушного пространства не возникнет серьезных последствий для полета.»;

пункт 30-1 изложить в следующей редакции:

«30-1. Полеты беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над пограничной полосой осуществляются в соответствии с пунктом 4 статьи 33 Закона Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации».»;

пункт 32 изложить в следующей редакции:

«32. Полеты воздушных судов над густонаселенными районами населенных пунктов вне установленных схем (маршрутов) в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечению и раскрытию преступлений, а также выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, полеты с применением беспилотных авиационных систем, подъемы привязных аэростатов выполняются на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с обеспечением безопасности выполнения полетов организатором таких полетов.

Согласование выполнения полетов гражданских воздушных судов по правилам визуальных полетов (далее – ПВП) над населенными пунктами в контролируемом воздушном пространстве вне установленных схем (маршрутов) осуществляется эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом                  63 настоящих Правил, за исключением полетов, связанных с этапом взлета и посадки,  мероприятиями по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечению и раскрытию преступлений, а также полетов, выполняемых в рамках проведения охранных мероприятий Службы государственной охраны Республики Казахстан. Выдача разрешений на полеты государственных воздушных судов по ПВП над населенными пунктами вне установленных схем (маршрутов) и беспилотных воздушных судов всех видов авиации производится центрами УВД при представлении плана полета (заявки на использование воздушного пространства) в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящих Правил.

Центры УВД при согласовании таких полетов:

1) исключают входы в запретные зоны и зоны ограничения, за исключением полетов, на которые выданы специальные разрешения уполномоченного органа в сфере государственной авиации;

2) проверяют наличие необходимых согласований, предусмотренных пунктом 82-2 настоящих Правил.

В период проведения охранных мероприятий полеты воздушных судов, включая беспилотные воздушные суда, над населенными пунктами согласовываются с органами национальной безопасности и Службой государственной охраны Республики Казахстан.

При выполнении полетов по ПВП в неконтролируемом воздушном пространстве эксплуатант воздушного судна не выполняет полеты над населенными пунктами, если это не предусмотрено заданием на полет или планом полета.»;

пункт 45 изложить в следующей редакции:

«45. Планирование использования воздушного пространства осуществляется главным центром планирования воздушного движения  поставщика аэронавигационного обслуживания, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации (далее – ГЦ ПВД), совместно с ГЦ УВД.»;

пункт 47 изложить в следующей редакции:

«47. ГЦ УВД осуществляет планирование использования воздушного пространства на основании всех представленных планов полетов для операционного воздушного движения, а также заявок на использование воздушного пространства.»;

пункт 55 изложить в следующей редакции:

«55. План использования воздушного пространства подразделяется на:

1) планы полетов воздушных судов;

2) планы полетов управляемых аэростатов и дирижаблей;

3) планы использования воздушного пространства при полетах планеров (дельтапланов и парапланов);

4) планы использования воздушного пространства при выполнении полетов с применением беспилотных авиационных систем;

5) планы проведения запусков неуправляемых аэростатов (шаров-зондов), стрельб, пусков ракет и взрывных работ.»;

пункт 58 изложить в следующей редакции:

«58. План полета представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А, B, С, D и E, а также при использовании воздушного пространства класса G в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) и полетно-информационного обслуживания по запросу эксплуатанта.

Сообщение о плане полета управляемого аэростата или дирижабля подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Полеты управляемых аэростатов или дирижаблей над охраняемыми объектами согласовываются эксплуатантами со Службой государственной охраны Республики Казахстан не позднее 5 рабочих дней до начала таких полетов.»;

пункт 60 изложить в следующей редакции:

«60. План полета представляется пользователем воздушного пространства в ГЦ УВД или ближайший центр управления воздушным движением при выполнении полетов воздушных судов, участвующих в операционном воздушном движении.»;

пункт 63 изложить в следующей редакции:

«63. План полета воздушного судна содержит информацию:

1) об опознавательном индексе воздушного судна (номере рейса, государственном и регистрационном опознавательных знаках воздушного судна;

2) о правилах полета (ППП или ПВП), типе полета (регулярный (S), нерегулярный (N), полет авиации общего назначения (G), полет воздушного судна государственной авиации (М), для любых других полетов (X);

3) о количестве и типе воздушных судов, категории турбулентности следа (для гражданских воздушных судов);

4) об оборудовании воздушного судна;

5) об аэродроме вылета (пункте вылета) и времени вылета;

6) о маршруте полета;

7) об аэродроме назначения и общем расчетном истекшем времени (до посадки), запасных аэродромах;

8) необходимую для описания особенностей маршрута полета, регистрационных знаков воздушного судна, наименования эксплуатанта, летно-технических данных воздушного судна, используемого бортового оборудования, и иную необходимую информацию, если она отличается от типовой или требует особого отношения со стороны органов обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением), статус полета в соответствии с приложением 4 к настоящим Правилам;

9) относительно запаса топлива, числа лиц на борту, аварийно-спасательного оборудования.

Типовой состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане полета гражданского воздушного судна, и передача указанного плана определяются приложениями 3, 5 и 6 к настоящим Правилам.

В целях исключения дублирования номеров рейсов при выполнении полетов координацию используемых номеров рейсов казахстанских эксплуатантов осуществляет ГЦ ПВД.

В план полета управляемого аэростата или дирижабля вносится информация, указанная в подпунктах 1), 3), 5), 6) и 8) настоящего пункта Правил.

При выполнении полетов, связанных с авиационными работами, учебно-тренировочными полетами, культурно-просветительными мероприятиями, а также с полетами в личных целях по ПВП над населенными пунктами в контролируемом воздушном пространстве, эксплуатантом гражданского воздушного судна предоставляется пояснение к плану полета на согласование в центр УВД и орган ОВД, в зоне ответственности которого запланировано выполнение полетов.

Пояснение к плану полета при выполнении полета по ПВП над населенным пунктом в контролируемом воздушном пространстве содержит:

  1. схему (маршрут) полета над населенным пунктом, профиль полета;
  2. порядок согласования полета с центром УВД и органом ОВД;
  3. мероприятия по обеспечению безопасности выполняемого полета;
  4. способы связи с эксплуатантом воздушного судна и (или) организатором полетов.»;

дополнить пунктом 64-1 следующего содержания:

«64-1. Информация в отношении запланированного полета или части полета не представляется в органы обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) в следующих случаях:

1) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Республики Казахстан в воздушном пространстве или вооруженного вторжения на территорию Республики Казахстан;

2) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

3) предотвращения и (или) прекращения, и (или) пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.»;

пункт 65 изложить в следующей редакции:

«65. План полета представляется не менее чем за 60 минут до расчетного времени вылета и не более чем за 120 часов до расчетного времени вылета, за исключением полетов дирижаблей и управляемых аэростатов, план полета которых представляется не менее чем за три часа до времени вылета. Под расчетным временем вылета понимается время уборки колодок с воздушного судна для начала его руления, если это применимо, а в иных случаях – время взлета воздушного судна.»;

пункт 75 изложить в следующей редакции:

«75. Заявка на использование воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства в ГЦ УВД или ближайший центр УВД при выполнения деятельности, связанной с:

1) полетами неуправляемых аэростатов (шаров-зондов), за исключением полетов метеорологических зондов или неуправляемых аэростатов, которые классифицируются как легкие согласно пункту 83-1 настоящих Правил;

2) проведением стрельб, пусков ракет, взрывных работ;

3) полетами планеров (дельтапланов и парапланов);

4) полетами с применением беспилотных авиационных систем.

При внесении изменений в заявленный вид деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, пользователем воздушного пространства представляется новая заявка на использование воздушного пространства в ГЦ УВД или ближайший центр УВД.

Новая заявка представляется не позднее чем за три часа до начала такой деятельности.»;

дополнить пунктом 77-1 следующего содержания:

«77-1. Заявка на использование воздушного пространства для выполнения полетов с применением беспилотных авиационных систем заполняется в соответствии с требованиями и по форме, указанными в приложении 7-1 к настоящим Правилам.»;

дополнить пунктом 78-1 следующего содержания:

«78-1. Заявка на использование воздушного пространства при выполнении деятельности, связанной с полетами планеров (дельтапланов и парапланов), должна содержать следующие данные:

1) тип сообщения;

2) тип летательного аппарата и справочные данные;

3) пункт взлета (старта), время взлета (начала);

4) высоту полета, маршрут или район полетов;

5) пункт посадки (окончания), время посадки (окончания);

6) обозначение деятельности;

7) дату выполнения;

8) принадлежность; 

9) контактные данные.»;

пункты 79 и 80 изложить в следующей редакции:

«79. Заявки на использование воздушного пространства подаются на разовое осуществление деятельности или на определенный период времени (но не более чем на 90 суток).

80. Заявка на использование воздушного пространства представляется пользователем воздушного пространства в ГЦ УВД или ближайший центр УВД на осуществление деятельности, связанной с полетами неуправляемых аэростатов, проведением стрельб, пусков ракет, взрывных работ, полетов планеров (дельтапланов и парапланов), полетов с применением беспилотных авиационных систем в соответствии с видами сообщений о движении воздушных судов и производстве деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, предусмотренными в приложении 3 к настоящим Правилам.»;

пункт 81 исключить;

заголовок раздела 5 изложить в следующей редакции:

«5. Условия эксплуатации беспилотных авиационных систем»;

пункты 82, 82-1 и 82-2 изложить в следующей редакции:

«82. Полеты с применением беспилотных авиационных систем, на которые представлены заявки на использование воздушного пространства, осуществляются в соответствии с данными, указанными в заявке.

82-1. Заявка на использование воздушного пространства для выполнения полетов с применением беспилотных авиационных систем подлежит направлению в центры УВД в следующих случаях:  

1) при полетах в контролируемом воздушном пространстве, если высота планируемого полета беспилотного воздушного судна превышает 50 метров от поверхности земли;

2) при полетах в неконтролируемом воздушном пространстве, если высота планируемого полета беспилотного воздушного судна превышает 200 метров от поверхности земли;

3) полет будет выполняться за пределами прямой видимости;

4) планируется выполнение авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем;

5) маршрут (планируемая траектория) полета проходит в пределах зон воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов;

6) маршрут (планируемая траектория) полета проходит в пределах 8 км от контрольной точки аэродрома.

82-2. Полеты с применением беспилотных авиационных систем выполняются:

1) в пределах прямой видимости (VLOS) или за пределами прямой видимости (BVLOS);

2) в соответствии с установленными метеорологическими минимумами для полетов с применением БАС в зависимости от местности и вида полетов, указанными в приложении 7-2 к настоящим Правилам;

3) в контролируемом воздушном пространстве:

полеты на высотах более 50 метров от поверхности земли, за исключением зон воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов и положений, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта, при условии введения кратковременных ограничений центрами управления воздушным движением в соответствии с пунктом 144 настоящих Правил;   

в воздушном пространстве диспетчерской зоны, где не установлены зоны воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов, полеты выполняются только в пределах прямой видимости до высоты 50 метров включительно от поверхности земли, а маршрут полета не проходит ближе 8 км от контрольной точки аэродрома;

при выполнении авиационных работ, массовых демонстрационных полетов (аэрошоу) с применением беспилотных авиационных систем, а также полетов за пределами прямой видимости, которые производятся на всех высотах, только после согласования с центром управления воздушным движением, в зоне ответственности которого планируется выполнение полетов, и при условии введения кратковременных ограничений центрами управления воздушным движением в соответствии с пунктом 144 настоящих Правил;

полеты в зоне аэродромного движения неконтролируемого аэродрома, расположенного в контролируемом воздушном пространстве, – по согласованию с эксплуатантом аэродрома и центром управления воздушным движением, в зоне ответственности которого располагается такой аэродром, при условии введения кратковременных ограничений центрами управления воздушным движением в соответствии с пунктом 144 настоящих Правил;

4) в неконтролируемом воздушном пространстве:

полеты в пределах прямой видимости до высоты 200 метров включительно от поверхности земли, включая выполнение авиационных работ, за исключением положений, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта, без введения кратковременных ограничений центрами управления воздушным движением;

при проведении массовых демонстрационных полетов (аэрошоу), выполнении авиационных работ за пределами прямой видимости, полеты БАС экспериментальной авиации, которые производятся на всех высотах, только после согласования с центром управления воздушным движением, в зоне ответственности которого планируется выполнение полетов, и при условии введения кратковременных ограничений центрами управления воздушным движением в соответствии с пунктом 144 настоящих Правил;

в зоне аэродромного движения неконтролируемого аэродрома в воздушном пространстве класса G – по согласованию с эксплуатантом аэродрома и после координации с органом аэродромного полетно-информационного обслуживания (при его наличии);

5) полеты с применением беспилотных авиационных систем гражданской авиации в зонах воздушного пространства для полетов беспилотных воздушных судов полетов:

до высоты 200 метров включительно от поверхности земли выполняются при наличии разрешения на выполнение полетов беспилотных воздушных судов над густонаселенными районами населенных пунктов или разрешения на выполнение авиационных работ, выданных уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации в соответствии с требованиями Правил использования беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве Республики Казахстан;

с работающей системой дистанционной идентификации в соответствии с требованиями Правил использования гражданских беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве Республики Казахстан.»;

пункты 82-6 и 83 изложить в следующей редакции:

«82-6. При введении кратковременных ограничений в воздушном пространстве для обеспечения полетов с применением беспилотных авиационных систем оговариваются условия их эксплуатации.

83. Полеты неуправляемых аэростатов, за исключением полетов метеорологических зондов или неуправляемых аэростатов, которые классифицируются как легкие согласно пункту 83-1, осуществляются в соответствии с пунктами 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92 и 93 настоящих Правил.

Информация о регулярных запусках метеорологических зондов с аэрологических станций публикуется в сборнике аэронавигационной информации Республики Казахстан.»;

пункты 98 и 99 изложить в следующей редакции:

«98. ГЦ ПВД осуществляет ведение планов использования воздушного пространства:

1) при выполнении полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

2) при выполнении полетов в районах авиационных работ.

99. ГЦ УВД осуществляет ведение планов использования воздушного пространства:

1) при выполнении полетов воздушных судов государственной авиации  вне маршрутов обслуживания воздушного движения, в специальных зонах и других районах полетов государственной авиации;

2) при выполнении полетов с применением беспилотных авиационных систем, управляемых аэростатов, дирижаблей, планеров (дельтапланов и парапланов);

3) при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 18 Закона.»;

пункт 143 изложить в следующей редакции:

«143. Временный режим использования воздушного пространства устанавливается ГЦ УВД в пределах воздушного пространства Республики Казахстан, а также над прилегающими акваториями морей в зонах ответственности органов ОВД или УВД Республики Казахстан и доводится до пользователей воздушного пространства посредством извещения NOTAM:

1) на воздушных трассах Республики Казахстан, маршрутах и зонах для обеспечения полетов воздушных судов, выполняющих особо важные полеты по перевозке Президента Республики Казахстан или глав иностранных государств;

2) в районах проведения учений (всех видов стрельб), воздушных парадов (показательных и демонстрационных полетов, в том числе массовых прыжков с парашютом), запуска и посадки космических объектов, испытаний авиационной и ракетной техники, полетов с маневрированием воздушных судов (групп) в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также другой деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов;

3) на маршрутах испытательных (исследовательских) полетов, полетов на установление рекордов, выполнение практических пусков ракет, а также для испытательных (демонстрационных) полетов с применением беспилотных авиационных систем;

4) в делегированном воздушном пространстве, определенном международным соглашением.

Заявка на издание извещения NOTAM в целях введения временного режима использования воздушного пространства направляется в NOTAM – офис не позднее чем за 7 суток до начала такой деятельности в соответствии с видами сообщений о движении воздушных судов и производстве деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, предусмотренными в приложении 3 к настоящим Правилам, за исключением подпункта 1) настоящего пункта.»;

пункт 162-1 изложить в следующей редакции:

«162-1. Представление на установление временного режима при обеспечении космической деятельности подается государственным органом или организацией в главный центр управления воздушным движением Республики Казахстан в срок не менее чем за 9 суток до запланированной даты космической деятельности.

Представления на установление временных режимов, поступившие в главный центр управления воздушным движением Республики Казахстан позже указанных сроков, не рассматриваются, информация об этом доводится до подателя представления.»;

дополнить пунктом 174-1 следующего содержания:

«174-1. Органы обслуживания воздушного движения по письменному требованию компетентных государственных органов, представленному до либо в ходе полета иностранного воздушного судна через воздушное пространство Республики Казахстан, передают данное требование экипажу иностранного воздушного судна о посадке на аэродроме Республики Казахстан, за исключением столичного аэропорта,  для досмотра при наличии информации о нахождении на борту незаявленного специфического товара в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Указанное требование должно быть совместимо с требованиями Конвенции о международной гражданской авиации (пункт b) статьи 3 bis).

При невыполнении указанного требования экипажем иностранного воздушного судна органы обслуживания воздушного движения доводят информацию до органов управления воздушным движением в целях использования применимых норм международного права, включая положения пункта a) статьи 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации.

В контексте данного положения приемлемым аэродромом для посадки будет являться международный аэродром, удовлетворяющий требования командира иностранного гражданского воздушного судна для безопасного выполнения посадки.»;

приложение 3 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

дополнить приложением 3-1 к указанным Правилам согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

дополнить приложением 3-2 к указанным Правилам согласно приложению 3 к настоящему постановлению;

приложение 6 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;

приложение 7 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению;

дополнить приложением 7-1 к указанным Правилам согласно приложению 6 к настоящему постановлению;

дополнить приложением 7-2 к указанным Правилам согласно приложению 7 к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                             А. Смаилов

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться